Наклейки
Гитаршкола — упражнения для гитары.

Джон Майер (John Mayer) известен в современном мире музыки как мастер блюз-, рок- и поп-гитары. Этот талантливый музыкант объединяет в своем стиле абсолютно разные направления, демонстрируя при этом все лучшее, чему он научился у великих.

Сегодня мы узнаем о том, что является основой подхода Майера к игре ритм- и соло-партий.

Ритм-гитара Джона Майера

Чтобы приступить к исследованию особенностей ритм-гитары Майера, вам необходимо научиться играть аккорды, зажимая шестую струну большим пальцем. Возможно, вы уже слышали о таком приеме – ими активно пользовались многие легендарные гитаристы, повлиявшие на развитие стиля Майера, в том числе Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) и Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan). Если вы еще не знакомы с такими вариантами аппликатур, вы найдете их в этой статье. В зависимости от размера вашей руки, вы, возможно, столкнетесь с некоторыми трудностями. Но на самом деле зажимать большим пальцем можно хоть как – главное, чтобы струна действительно зажималась хорошо. Не стоит стремиться зажимать струну кончиком большого пальца – многие используют для этого нижнюю часть верхней фаланги (у самого сгиба).

Запомните аппликатуры

На рисунках ниже вы видите разные варианты аппликатур, которыми активно пользуется Майер. Первая схема – это аппликатура с полным баррэ. Она не находит применения в подобном стиле, но является основой для создания целого ряда других.

Аппликатуры аккордов с большим пальцем

На второй схеме показана нота, которую нужно зажимать большим пальцем. Очень важно при этом одновременно глушить пятую струну. Это делается кончиком большого пальца. Если поначалу не будет получаться, не волнуйтесь. Просто продолжайте тренироваться.

В третьей и четвертой схемах большой палец не принимает участия. Это простые трезвучия, которые играются на фоне нот, зажимающихся большим пальцем. Хорошо отработайте их.

На пятой схеме вы видите, как все это работает вместе. Шестая схема предполагает небольшое баррэ, которое усложняет задачу.

На седьмой и восьмой схемах представлены варианты для минорных аккордов. Они нам тоже понадобятся. Возможно, вам придется потратить какое-то время на отработку баррэ указательным пальцем. Это вполне нормально.

Примечание: если вам кажется, что этими аппликатурами совершенно невозможно пользоваться на практике, попробуйте взять другую гитару. Гитара с узким грифом или другой формой профиля грифа может облегчить вам задачу.

Немного развития

Есть три причины популярности этих аккордов. Во-первых, практическая сторона: аккорды баррэ не так просты, и большой палец часто очень помогает в этом случае. (Джими Хендрикс и Джими Пейдж тоже люди!) Во-вторых, в качестве награды за непростую аппликатуру вы получаете интересное звучание. В-третьих, – и это, пожалуй, самое важное – это освобождает мизинец для игры дополнительных нот и мелодических ходов на фоне основного аккорда.

На схемах внизу видно, как можно использовать мизинец для развертывания мажорного аккорда. Поиграйте аккорды с хаммер-онами и пулл-оффами мизинцем (на нотах, выделенных коричневым цветом). На схемах представлен мажорный аккорд с sus4, 6 и 9.

Аппликатуры аккордов с большим пальцем

Это касается аккордов с тониками на шестой струне. А что, если тоника находится на пятой струне? Хорошие новости: здесь большой палец не понадобится! В этом случае вполне достаточно научиться делать баррэ на средних струнах. Идея в том, что безымянный палец делает хаммер-он на терции, а иногда и на сексте аккорда.

Диаграммы аккордов с баррэ

Баллада в размере 6/8

Теперь вы готовы попробовать свои силы на настоящей музыке, поэтому давайте начнем с медленной баллады Майера в размере 6/8. Прогрессия очень проста: аккорд I ступени (G) и аккорд IV ступени (C). Пусть аккордовые ноты звучат как можно дольше. Следите за устойчивостью большого пальца. Дабл-стопы на аккорде С придают звучанию некоторый контраст и мелодичность.

Ритм в стиле Джона Майера


Добавим соло. Пример 2 демонстрирует возможный вариант раскрытия мелодической темы. Это импровизация со слайдами и разными техниками бендинга. Обратите особое внимание на пребенды и отпускания в третьем, четвертом и шестом тактах. Здесь бенд делается еще до того, как звучит нужная нота.

Фраза в седьмом такте очень хорошо подходит к аккорду. До сих пор мы ограничивались мажорной пентатоникой G (G–A–B–D–E), а теперь добавим к ней ноту С, чтобы подчеркнуть гармонию. Далее мы добавляем F# и получаем полную гамму G мажор (G–A–B–C–D–E–F#). Ноту F# не требуется зажимать. Она получается в результате бенда от ноты Е (17 лад) в такте 11.

Завершим соло непростой фразой, очень характерной для Майера. В такте 13 нужно расположить первый и второй пальцы на 14 и 15 ладах третьей и второй струн соответственно. Слайды и ноты на 17 ладу играем третьим пальцем. Заключительные такты – вариация того, что играется в части ритма (без большого пальца), но на октаву выше.

Ритм и соло в стиле Джона Майера


Средний темп, стиль соул

Следующий пример написан в тональности D. Эта прогрессия уже несколько более разнообразна и напоминает соул-гитару шестидесятых годов — сразу вспоминаются Кертис Мэйфилд (Curtis Mayfield) и Хендрикс. Внизу показаны основные аппликатуры аккордов. Для начала их нужно хорошо отработать.

Диаграммы и аппликатуры аккордов для гитары

Ритм-партия в Примере 3 требует некоторой находчивости. Никто не говорит, что аккорд всегда нужно брать полностью, тем более в этом стиле. Можно сделать свое звучание еще глубже, играя только низкие, только средние или только высокие ноты аккорда. Хаммер-оны и пулл-оффы добавляют партии мелодичности и разнообразия. Сначала отработайте каждый в отдельности и лишь потом играйте партию полностью.

Партия для ритм-гитары в стиле соул


Это соло (Пример 4) разделено на две части и демонстрирует два важных подхода Майера к подобным мелодиям. Первое – диатонический подход, то есть обыгрывание аккордов «нужными» нотами. Если прогрессия написана в тональности D мажор, мы используем соответствующую гамму. В данном случае это пентатоника D мажор (D–E–F#–A–B). Она применяется типичным для Майера образом – предпочитается одна струна. Практически вся первая фраза играется на второй струне. Майер – мастер игры мелодий на одной струне, поэтому поэкспериментируйте и с этим способом.

Вторая фраза явно свидетельствует о влиянии Стиви Рэя Вона – ведь блюзовые фразы можно играть на любом фоне. В этих четырех тактах мы переключаемся на пентатонику D минор (D–F–G–A–C). Это потребует небольших изменений, а бенд от F к F# делает фразу очень разумной и в то же время свежей.

Соло для гитары в стиле СРВ

Похожие уроки:

  • Вячеслав:

    Привет.В примере №4 В последних тактах ошибка.

    Ответить
Оставить комментарий

Ваш инструмент:
Актуальное
Популярное