Самые запоминающиеся гитарные соло — это те, которые производят впечатление «композиции внутри композиции». Это соло, звучащие как самостоятельное произведение, имеющие собственную музыкальную целостность.

Иными словами, если соло можно пропеть, это хорошее соло! Классические примеры таких мелодичных соло — это “Hey Joe”, “Purple Haze”, “All Along the Watchtower”, “Sweet Child O’ Mine”, “Stairway to Heaven”, “Comfortably Numb”, “Wish You Were Here”, “Hotel California,” “Smoke on the Water” и “Something.” Сегодня мы посмотрим, как можно создать мелодичную фразу и на ее основе развить соло, передающее ощущение течения музыки.

Примеры мелодичных соло

Все фразы из этой статьи сыграны на фоне фанкового фона в E7 (умеренный темп). Смена аккордов не подразумевается, поэтому мы просто потренируем фразы на фоне тональности Е7. РИС. 1 — это двухтактовая фраза, напоминающая игру великого блюзмена Альберта Кинга (Albert King).

Фраза в стиле Альберта Кинга

Соло основано на пентатонике Е минор (E G A B D). Я начинаю с бенда к пятой ступени, ноте В, отпускаю бенд и прихожу к малой терции G, за которой следует тоника Е. В такте 2 основными нотами вновь являются В и G. Три ноты (E, G и B) звучат «сильно», потому что они являются аккордовыми тонами Em, что делает их отличным выбором для начала или завершения фразы или для расстановки акцентов. В тактах 3 и 4 я смещаю фразу на октаву вниз и играю ее практически без изменений. В тактах 5-8 фраза играется в той же октаве, но со смещением к восьмой позиции, а затем к третьей. На РИС. 2 я постепенно сдвигаю фразу вниз на две октавы, переходя на низкие струны.

Мелодичное соло с низкими струнами

Здесь на первый план выходит идея «развития фразы». Возьмем фразу из такта 2 РИС. 1 и сделаем ее открывающей: на РИС. 3 я повторяю эту идею снова и снова, проходя по разным октавам и позициям. Это помогает взглянуть на однотактовую фразу как на самостоятельный элемент.

Однотактовая фраза в разных октавах и позициях

Эту идею можно развивать и дальше, добавив мелодический поворот на третьей и четвертой долях, как показано на РИС. 4: здесь я начинаю на первой струне и после повтора фразы на первой и второй долях РИС. 3 добавляю новый ход, основанный на комбинации восьмых и шестнадцатых нот на третьей и четвертой долях. Эта новая мелодическая идея затем сдвигается вниз и проходит по разным октавам и позициям.

Комбинация восьмых и шестнадцатых нот

Думаю, вы поняли смысл. Попробуйте применить этот подход к собственным соло!

 

Добавить комментарий