Наклейки
Гитаршкола — упражнения для гитары.

Нарисованный портрет Роберта ДЖонсонаРоберт Джонсон (Robert Johnson, 8.05.1911 – 16.08.1938) – гений блюза. Его творчество можно назвать одним из самых ярких в истории блюза, а его жизненный путь – одним из самых таинственных.

Он, по сути, положил начало гитарному блюзу, записав 29 композиций в 1936 и 1937 годах. Они оказали огромное влияние на таких музыкантов, как Эрик Клэптон (Eric Clapton), Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), Кит Ричардс (Keith Richards), Джонни Винтер (Johnny Winter) и многие другие.

Сегодня мы рассмотрим разные техники звукоизвлечения и варианты строя, которыми пользовался Джонсон, создавая свою замечательную музыку, актуальную во все времена.

Одна из особенностей стиля Джонсона в том, что он звучал как два гитариста, комбинируя заводные ритмы на басовых струнах с мелодичными фразами в более высоком регистре. Его записи были изначально умышленно ускорены, поэтому подробный анализ строя гитары и использования каподастра практически невозможен. Тем не менее интерпретировать его музыку, чем мы и займемся в этой статье, не так уж и сложно.

Варианты строя гитары Джонсона можно разбить на четыре категории: стандартный строй, open G, open D и drop D. Вполне возможно, что некоторые композиции, предположительно исполнявшиеся в open G или open D, на самом деле игрались в open A или open E соответственно.

Начнем со стандартного строя. Именно его Джонсон использовал для записи “Kind Hearted Woman Blues”, “I’m a Steady Rollin’ Man”, “Love in Vain” и “Sweet Home Chicago”. Последняя композиция исполнялась в стандартном строе с каподастром на втором ладу.

В качестве вступления – аккорды, обычно характерные для последних двух тактов 12-тактовой блюзовой прогрессии. Джонсон часто начинал свои композиции таким образом. В тактах 1 и 2 тоника Е выполняет функцию педального тона. На ее фоне звучит ряд нисходящих нот на четвертой струне. В конце такта 2 и в начале такта 3 он переходит к В7 – пятой ступени.

Куплет начинается на такте 3, и здесь Джонсон фактически начинает играть партии двух гитар одновременно – плотный ритм на двух нижних струнах (чередование тонической квинты, тонической сексты и тонического септаккорда) сочетается с нотами мелодии на первой и третьей струнах. В тактах 13 и 14 он комбинирует фразы из двух нот на второй и третьей струнах с открытой первой струной.

Джонсону удавалось добиваться четкого разделения между партиями басовых и высоких струн при помощи пальцевой техники звукоизвлечения и медиатора для большого пальца. Его риффы также можно исполнять гибридной техникой, удерживая медиатор большим и указательным пальцами. Средний, безымянный палец, а также мизинец используйте для извлечения нот мелодии.

У композиции “When You’ve Got a Good Friend” (в том же строе и с каподастром в той же позиции) похожее вступление, но аппликатура правой руки несколько усложняется. Здесь мы встречаем нестандартные длины тактов, что очень характерно для гитаристов, играющих кантри-блюз.

Пример 1 

Все табулатуры написаны с учетом каподастра

РИС. 1 „Sweet Home Chicago“ Каподастр на втором ладу. Оригинал звучит в тональности F#, на тон выше табулатурной записи.

На РИС. 1 мы видим такт в размере 3/8 в конце вступления. Он служит своеобразным переходом к началу партии вокала. Опять же присутствует сочетание простых мелодических ходов на первой и третьей струнах и ритмического рисунка на басовых струнах.

Уроки от Роберта Джонсона

 

Пример 2

Композиция “Love in Vain” исполнялась в стандартном строе в тональности G с каподастром на первом ладу, как указано на РИС. 2. Джонсон начинает с хроматически нисходящих дабл-стопов (фигур из двух нот) с интервалом в терцию, исполняемых на двух верхних струнах.

РИС. 2 Каподастр на втором ладу. Оригинал звучит в тональности F#, на тон выше табулатурной записи.

Табы песни Роберта Джонсона

Ритм куплета поддерживается на басовых струнах, а гармонический контекст – за счет легких аккордовых вариаций на первой и второй струнах.

Высокие ноты следует играть с хорошим сустейном, а вот басовые – слегка приглушать ладонью и играть стаккато. В такте 9 происходит переход к аккорду А7 (II7 – доминантсептаккорд второй ступени), который впоследствии разрешается в аккорд пятой ступени D7/F#. Нота F# в басу зажимается большим пальцем.

Пример 3-4

РИС. 3 Каподастр на первом ладу. Оригинал звучит в тональности Аb, на полтона выше табулатурной записи.

Упражнение от Роберта Джонсона

Такие композиции, как “Crossroad Blues”, “Walkin’ Blues” и “Come on in My Kitchen” Джонсон играл в open G (от шестой струны к первой: D G D G B D – см. РИС. 3). Он выбирал особые аппликатуры аккордов, специально рассчитанные на строи типа open (схожие с тем, что мы видим в “Stones in My Passway”), как показано на РИС. 4. Пример начинается со слайдовой гитары (Джонсон надевал слайд на мизинец). Затем следуют аккорды с открытыми струнами в комбинации с нотами на первой и второй струнах.

Пример 5-6

РИС. 5 Каподастр на втором ладу. Оригинал звучит в тональности A, на тон выше табулатурной записи.

Гитарные уроки от Роберта Джонсона

Секция куплета (такт 5) включает классические для Джонсона аккорды G6 и G7 на второй, третьей и четвертой сильных долях. В такте 5 аккорд С7 (четвертая ступень) играется приемом баррэ на трех верхних струнах на пятом ладу. При этом периодически добавляется восьмой лад первой струны.

Пример 7

РИС. 7 Каподастр на третьем ладу. Оригинал звучит в тональности F, на полтора тона выше табулатурной записи.

Пример гитарных уроков Роберта Джонсона

Последний пример исполняется в строе open D (от шестой струны к первой: D A D F# A D) – см. РИС. 6. На РИС. 7 – пример в стиле “Ramblin’ on My Mind”. Здесь многое следует играть слайдом. Начинаем с слайдовых фраз. Слайд расположен на четырех верхних струнах на 12 ладу. Играем на фоне ритмической партии на открытой басовой струне. Обращайте внимание на положение слайда. Важно, чтобы он находился прямо над ладом. Так вы добьетесь более чистого и четкого звучания.

Куплет (такт 6) состоит из четырех тактов одного и того же аккорда, за которыми следуют два такта аккорда четвертой ступени G7 на пятом ладу. Аккорд пятой ступени А7 (такт 14) расположен на седьмом ладу.

Каждая композиция Роберта Джонсона – отличный урок для любого гитариста, играющего в стиле кантри-блюз. Надеемся, эта статья помогла вам узнать больше о его стиле и вдохновила на дальнейшую работу с творчеством этого уникального музыканта.

А если Вам нравятся наши уроки, подписывайтесь на рассылку от Гитаршколы, и получайте свежие и интересные уроки гитары каждый день.

Похожие уроки:

Оставить комментарий