Группа Opeth была сформирована в 1989 году в Швеции. Ее основателем стал маэстро прогрессива Микаэль Акерфельдт (Mikael Åkerfeldt), который уже почти 30 лет является творческим «двигателем» коллектива. За эти годы Opeth много экспериментировали с разными стилями. Конечно, их музыка, по большей части, подпадает под категорию прогрессив-дэт-метала, но встречаются также и проявления кельтского фолка, блэк-метала, джаза и прогрессива 70-х годов. Поразительно то, как группе вновь и вновь удавалось открывать новые грани в своем творчестве. Послушайте, например, прогрессивное звучание Sorceress 2016 года и сравните с “The Twilight Is My Robe” с их дебютного альбома 1995 года Orchid. Колоссальная разница!

Фирменное звучание Микаэля во многом основывается на отсутствии теоретических познаний в области музыки и музыкального образования, чего он и не скрывает. Он просто играет на гитаре уже более 30 лет и ищет то, что нравится ему. Он часто даже не может сказать, какие аккорды он использует, и это только подтверждает известное правило, говорящее о том, что в музыке правила отсутствуют. Если вы ограничиваетесь только тем, что понимаете и можете объяснить, это загоняет вас в очень узкие рамки.

И именно эта идея музыкальной свободы так ярко выражена в творчестве Opeth. Редкую композицию этой группы можно разобрать в нескольких словах. Кроме того, риффы часто базируются на нескольких гаммах. Поэтому, работая над материалом данного урока, не слишком-то увлекайтесь теоретическим анализом. Лучше просто помните о том, что музыкальная свобода – это прекрасно. Исследуйте! Находите то, что нравится именно вам! И пользуйтесь этим.

Микаэль уже много лет играет на гитарах PRS, поэтому вам подойдет любой приличный хамбакер. Все примеры урока записаны в стандартном строе, так как Микаэль – не сторонник понижения звучания гитары. Хороший рифф звучит хорошо и в стандартном строе. Легко играть мощно и звучать при этом тяжело, понизив строй, а попробуйте-ка добиться такого же эффекта в стандартном строе! Все ситуации, когда он пользуется строем drop D или чем-то еще более экзотическим (например, open D минор (D–A–D–F–A–D)), можно пересчитать по пальцам.

Риффы в стиле Opeth

Пример 1 представляет собой несколько простых октав, взятых из F#-фригийского доминантного лада (F#–G–A#–B–C#–D–E). К ним добавлены открытые вторая и третья струны. Последний такт не несет никакого смысла с точки зрения теории – это просто смесь нот – но в данном случае он создает напряжение, которое разрешается в первоначальный аккорд.

Рифф в стиле Opeth табы и ноты


В Примере 2 мы переключаемся на размер 6/8, являющийся комбинацией аккордов на фоне быстрых басовых нот. Эти аккорды можно было бы обозначить, как Em/G, Em(maj7)/G, Dsus2 и, вероятно, A5/D#. Но на самом деле это просто здорово звучащие аккорды. Обратите внимание на то, что аккорд в последнем такте идентичен аккорду в предыдущем такте, за исключением нижней ноты, которая смещается вверх на полтона. Здесь все дело в диссонансном звучании, а не в смысле.

Риффы Opeth скачать табы


Пример 3 также написан в размере 6/8, но в данном случае мы имеем дело с одиночными нотами на фоне аккордовых идей. Благодаря b9 (F), мотив первого такта характеризуется довольно «темным» звучанием. Использование ноты на лад выше тоники – композиторский стиль Микаэля. Это дает эффект фригийского лада, вне зависимости от фактической гаммы.

Аккорды не ограничиваются рамками пауэр-аккордов, характерных для метала. Все они являются минорными: Bbm, Gm, C#m и Am соответственно. В более тяжелых разновидностях метала – особенно это касается блэк-метала – часто наблюдается уход от ожидаемых гармоний и превращение аккордов в минорные. Это дает эффект дума, и подобные примеры можно услышать очень часто. Пример – саундтрек к фильму «Властелин колец» (Lord of the Rings), написанный Говардом Шором (Howard Shore).

Крутые гитарные риффы скачать ноты и табы


В Примере 4 встречается больше октав и открытых струн, что придает звучанию тяжесть. Если вас интересуют конкретные аккорды, это Abm(maj7) и Gmaj7/F#, но и здесь это совсем не важно. Финальный такт характеризуется нисходящими тритонами в сочетании с интересными ритмическими ходами, например, синкопированными арпеджио.

Мощные метал риффы для гитары


Следующий пример (Пример 5) чередование размеров 4/4 и 3/4, что звучит очень органично благодаря «текучести» ритма. В данном случае наименование размеров не имеет абсолютно никакого значения – с тем же успехом это может быть один длинный такт в размере 13/4!

Мы развиваем идею пониженной пятой ступени. Основной аккорд включает в себя F# и пониженную пятую ступень (C), за которой следует еще одна пониженная пятая ступень (F#) и еще одна (C ). Этот аккорд сложно как-либо обозначить, что вполне логично – ведь это нестандартный аккорд. Идея в том, что интервал в пониженную квинту придает звучанию тяжесть, поэтому почему бы и не сыграть несколько.

Интересные метал риффы для гитары


Пример 6 состоит из более традиционных аккордов, но в менее традиционной комбинации. Это весьма типично для ритм-партии, которую Микаэль мог бы сыграть в качестве фона для гитарного соло. Здесь особенно интересно повторение ритмического мотива в первых двух тактах, слегка меняющегося по ходу риффа.

Ритм-партия в стиле метал для соло


Основой для Примера 7 стало позднее творчество Opeth. Когда вышел альбом Heritage (2011 год), создалось впечатление, что дэт- и блэк-метал исчезли полностью, оставив место року 70-х годов с органными партиями и искаженным звучанием. Но подход к написанию музыки остался тем же – об этом свидетельствует данный рифф. Это довольно угловатая конструкция на основе Bb и E. Но звучит она действительно здорово! Ее нельзя отнести к какой-либо гамме, но впечатление от прослушивания остается вполне четкое и логичное.

Риффы для гитары в стиле 70-х


Заключительный пример урока (Пример 8) представляет собой интересную идею, исполненную, по большей части, на одной струне. Микаэлю особенно хорошо удаются длинные, сложные фразы, которые, казалось бы, тянут с разрешением. Гармонию здесь можно трактовать по-разному, но базисом является Е, а все остальное – украшения. Bb является пониженной пятой ступенью (b5) и звучит очень тяжело. F – пониженная девятая ступень (b9), звучащая еще тяжелее. G и F# – b3 и 2. Они делают рифф более ярким.

Разбирайте пример медленно и обращайте особое внимание на смену позиций.

Риффы на одной струне

Все, что мы рассмотрели сегодня – лишь малая толика того, что делает звучание Opeth таким необычным и узнаваемым. И ведь мы даже и не упомянули соло-гитару и гитариста Фредерика Акессона (Frederik Åkesson), поэтому прослушивание и разбор его партий будет вам домашним заданием.

Добавить комментарий