Свип-пикинг — один из самых сложных приемов игры на гитаре. Пионерами этой техники можно считать таких именитых гитаристов, как Лес Пол (Les Paul), Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen), Ричи Котцен (Richie Kotzen), Джейсон Беккер (Jason Becker) и Фрэнк Гамбале (Frank Gambale). Они показали, как этот прием может разнообразить гитарное звучание.

Основная идея свип-пикинга в том, что при игре на повышение по всем соседним струнам следует играть даунстроками, а при игре на понижение — апстроками. Свип-пикинг применяется в игре арпеджио, пентатонических, а также мажорных и минорных гамм. Важно перемещать медиатор к следующей струне сразу после удара по предыдущей. Это движение должно быть плавным и одновременно быстрым. Это необходимо, чтобы научиться свип-пикингу.

Свип-пикинг также можно комбинировать с другими приемами. Фрэнк Гамбале — король свип-пикинга — смешивает переменный штрих со свип-пикингом, получая в результате сложные пробежки. Комбинацию этих двух приемов часто называют техникой экономичного звукоизвлечения. Ричи Котцен, в свою очередь, много экспериментировал с объединением свипа и легато при игре расширенных арпеджио.

Упражнения на свип-пикинг. Табы и ноты

Пример 1 — это несложная фраза со свип-пикингом, состоящая из триолей на двух верхних струнах. Первые две ноты каждого арпеджио извлекаются свипом вниз, а последняя нота — апстроком. Следите за тем, чтобы медиатор попадал на первую струну сразу после удара по второй.

Свип-пикинг с триолями


В Примере 2 мы имеем дело с рисунком на три струны, сдвигающимся вверх и вниз по грифу, следуя прогрессии Bm-F#m-E-A. Чтобы придать фразе живости, я использую несколько обращений аккордов F#m, E и A.

Свип-пикинг на три струны


Добавим еще одну струну и получим Пример 3. Здесь мы играем серию мажорных арпеджио со смещениями на целый тон и полтона.

Свип-пикинг на четыре струны


Легендарный Джейсон Беккер — источник вдохновения для многих. И далеко не только благодаря своей работе на лейбле Shrapnel. Послушайте композицию молодого Беккера “Serrana”.

Нечто подобное вы найдете в Примере 4. Это небольшой этюд в духе Беккера. Он начинается с серии арпеджио А мажор (A-C-E), смещающихся вверх по грифу, проходя через несколько обращений. Далее мы сдвигаем их к F#m—параллельной минорной тональности к А мажору—и играем серию нисходящих арпеджио, приводящих нас к пятой позиции. Эти аппликатуры Беккер использует в “Altitudes”. Старайтесь, чтобы свип был плавным, но быстрым, и избегайте случайных хаммер-онов и пулл-оффов.

Свип-пикинг в духе Беккера


Пример 5 написан на основе творчества Ричи Котцена. Как уже упоминалось выше, в начале своей карьеры он часто комбинировал легато и свип-пикинг. Аккордовая прогрессия этого примера похожа на “Pachelbel’s Canon”. Здесь вы столкнетесь с несколькими сложными растяжками, поэтому начинайте медленно и постепенно наращивайте скорость.

Свип-пикинг с большими растяжками


Пример 6 напоминает нам как о Котцене, так и о Беккере. Он взят из старой композиции под названием “Ceremony” и включает в себя не только свип и легато, но и тэппинг. Идея этой фразы в игре диатонических арпеджио на фоне статичного аккорда D5. В данном случае мы играем Bm (B-D-F#) и Gmaj7 (G-B-D-F#). Мне очень нравится такой подход к свип-пикингу. Мы просто играем каскадом на фоне ритм-секции, а не стараемся попасть в долю.

Свип-пикинг на фоне аккордов


Пример 7 — фигура в стиле Фрэнка Гамбале в тональности Е минор. Мы просто играем диатоническое арпеджио на каждую ступень Em (E-G-B). Эта фраза завершается бендом на первой струне и тэппинговой нотой на удерживаемом бенде.

Свип в стиле Фрэнка Гамбале


В Примере 8 мы играем в рамках Е-дорийского лада (E-F#-G-A-B-C#-D). Квинтоли в первом такте чередуются между Bm9 (B-D-F#-A-C) и Em9 (E-G-B-D-F#). Интенсивность нарастает во втором такте, с дикой комбинацией тэппинга, пулл-оффов, слайдов и др.

Свип-пикинг на электрогитаре. Что это


Пример 9 — отличная фраза, основанная на симметричных трезвучиях уменьшенной гаммы G из целых тонов и полутонов (G-Ab-Bb-B-Db-D-E-F). Эту фразу можно играть, например, в четвертом такте блюзовой прогрессии G, перед сменой G7 на C9 (IV ступень). Она подразумевает смену тональности, но хорошо разрешается.

Свип со сменой тональности


Последний на сегодня пример (Пример 10) представляет собой еще одну идею Фрэнка Гамбале, основанную на D-дорийском ладе (D-E-F-G-A-B-C). Эта современно звучащая фраза поражает несколькими арпеджио sus2, исполненными в форме квинтолей. Следующая фраза предлагает идею перекрестного ритма: три группы шестнадцатых нот играются на фоне четвертных триолей. На этом примере можно хорошо потренироваться в игре ритмических наложений. И в завершение играем каскад четырехнотных арпеджио.

Перекрестный свип-пикинг

  1. Александр Тычинин:

    Спасибо!!! Вас сам Бог наверное послал.

  2. Михаил:

    Очень интересно! В Гнесинке нас этому не учили…

Добавить комментарий