Даймбэг ДаррелВсем привет! А вот и вторая долгожданная часть статьи «Десять заповедей для почитателей стиля Даймбэга Даррела». Первую часть вы можете найти по этой ссылке.

Заповедь шестая: Измени строй

Альтернативные строи всегда выгодно выделяли Даймбэга на фоне других гитаристов. Дайм редко настраивал гитару стандартным образом. Альбомы Pantera, начиная с Cowboys From Hell по Reinventing the Steel, по сути, меняют все наши представления о том, как должна быть настроена гитара.

Даже в случае обычного строя (E, A, D, G, B, E) Дайм опускал его больше чем на четверть тона. По словам его гитарного техника, его гитары были настроены на «D# плюс 40 центов по тюнеру Korg. Пятая струна настраивалась на G# плюс 40 центов, четвертая — на C# плюс 40 центов и т.д.» (Примечание: здесь четко прослеживается влияние Ван Халена, ведь гитара в альбомах Van Halen I и Van Halen II настроена именно так.)

При записи альбома Cowboys From Hell Даймбэг также экспериментировал со строем Drop D (C# плюс 40 центов), а в дальнейшем (начиная с A Vulgar Display of Power) стал опускать все струны на целый тон. Такой строй (D,G,C,F,A,D, пониженный на четверть тона) использовался, например, в композициях “Walk” и “A New Level.» Также он использовался при записи альбома Far Beyond Driven (композиции “Becoming”, “I’m Broken”, “5 Minutes Alone” и т.д.), а в Reinventing the Steel это «стандартный» строй гитары Даймбэга.

Но Даймбэг никогда не ограничивал себя чем-то одним и активно пользовался также преимуществами строев “Drop D на тон ниже” (C,G,C,F,A,D) и “на 1,5 тона ниже” (C#,F#,B,E,G#,C#). Последний вариант (Тони Айомми (Tony Iommi) из Black Sabbath также предпочитал именно его) широко применялся на альбоме The Great Southern Trendkill (“Drag the Waters” и т.д.) и стал новым стандартом группы Даймбэга Damageplan (New Found Power), хотя он также использовал и «Drop D на 1,5 тона ниже» (B,F#,B,E,G#,C#).

Важно то, что Дайм не был фанатом тенденции к игре на семиструнных гитарах, которая четко прослеживалась в середине 90х годов. Его страсть к альтернативным строям — это своеобразный протест против этого. Так он достигал не менее (и даже более) тяжелого звучания, как и гитаристы, игравшие на семиструнных гитарах. Более того — его звучание было особенным. Благодаря ему Дайм создал много выдающихся риффов и фраз нашего времени.

Заповедь седьмая: Используй хроматическую гамму

Дайм очень любил все нестандартное (симметричные аппликатуры — еще одно свидетельство этому) и всегда старался избегать традиционных гамм и ладов. Он отлично разбирался в музыкальной теории и четко знал, какие ноты входят в ту или иную тональность и как они расположены на грифе.

Но очень часто он вставлял в свои соло и ритмы «промежуточные» ноты, и это создавало особое настроение и напряжение. Хроматические фразы с проходящими нотами, расположенными между нотами гаммы, играли особую роль для Дайма. Более подробно про хроматические гаммы можете прочитать в уроке «Различные гаммы на гитаре«. Пример 17 — это фраза, к которой Даймбэг прибегал очень часто, чтобы придать своему соло характер крещендо. Мало того, что она отлично звучит! Благодаря несложной аппликатуре, ее еще и очень легко исполнять.

ноты риффов Даймбэга Дарелла

Также Дайм брал какую-нибудь простую фразу (что-то вроде той, что представлена в Примере 18) и сдвигал ее по хроматической гамме.

Сдвиг по хроматической фразе Даймбэга Дарелла

Пример 19 — это фраза, сдвигаемая хроматически вверх по грифу (один лад на каждый шаг), а в Примере 20 мы видим фразу, сдвигаемую вниз по грифу.

Табы риффов Даймбэга Дарелла

Сдвиг фразы вних по грифу

Дайм вставлял нечто подобное в свои ритм-партии довольно часто, но это не было его основной техникой. Это было лишь одним из компонентов, но благодаря этому его риффы звучали живо и объемно. Пример 21 — хроматизм в ритмическом риффе в стиле Дайма.

хроматизм в ритмическом риффе в стиле Дайма

Еще один вариант использования данной техники (на этот раз мы сдвигаемся вниз по грифу) представлен в Примере 22.

Хроматизм Дайма

Риффы для гитары от Даймбэга Дарелла

Комбинация этой техники с другими приемами из арсенала Дайма дает нам огромное количество возможностей для творчества. Создавайте собственные интересные риффы и фразы на этой основе.

Заповедь восьмая: Выходи за рамки тональности

Дайм не боялся «неверных» нот и часто снабжал ими свои риффы и фразы. Для примера, возьмем диатонические ноты тональности Е минор: E,F#,G,A,B,C,D. В октаве всего 12 нот (A, A#/Bb, B, C, C#/Db, D, D#/Eb, E, F, F#/Gb, G, G#/Ab), поэтому получается, что для любой тональности существует 5 недиатонических нот. Следовательно, пять недиатонических нот для тональности Е минор — это F, G#/Ab, A#/Bb, C#/Db и D#/Eb. Это следующие интервалы (по отношению к тонике): малая нона, большая терция, тритон, большая секста и большая септима.

Дайм искусно манипулировал этими «неверными» нотами, часто делая их центральными в своих риффах и фразах. Многие гитаристы используют эти ноты, меняя тональности (играют фразы, основывающиеся на ладах, к которым эти ноты относятся). Даймбэг же считал, что все 12 нот хроматической гаммы — это часть одной большой, всеобъемлющей «супер-гаммы», и что все ноты относятся к одной общей тонике.

Большую терцию мы упоминали в первой части данной статьи, о роли тритона в тяжелой музыке и блюзе и так уже сказано очень много, поэтому поговорим о том, как Дайм использовал другие три интервала. Отличный пример этому — «неправильные» ноты в той или иной тональности. Пример 23 — это малая нона (F) и большая септима (Eb), играемые на фоне (в унисон) с тоникой Е.

это малая нона (F) и большая септима (Eb), играемые на фоне (в унисон) с тоникой Е.

Пример 24 — это тритон и большая септима.

это тритон и большая септима

это тритон и большая септима

Пример 25 — это большая терция и большая секста как преобладающие интервалы.

это большая терция и большая секста как преобладающие интервалы

Заповедь девятая: Играй в «техасском стиле»

Один из особенно интересных аспектов стиля Дайма — это тот факт, что он никогда не играл «обычно». Будь то нота или аккорд, Даймбэг всегда выделял их особым образом. Он называл это «техасским стилем«. Дайм использовал большое количество различных приемов (слайды, бенды, глушение, вибрато рычагом, педали эффектов и пр.) и их комбинаций для акцентирования тех или иных нот и аккордов.

Хороший пример этому — подчеркивание нот в аккорде легкими бендами или искусственными флажолетами. Еще один способ — выделение «целевых» нот, подходящих к риффу, а затем игра их бендами «снизу вверх» (бенд начинается на полтона ниже соответствующей ноты). Пример 26 демонстрирует такой подход.

бенд начинается на полтона ниже соответствующей ноты

Пример 27 — тот же рифф в обычном виде. Заметили, насколько интереснее он звучит с бендами и флажолетами?

тот же рифф, что и в примере 26

Пример 28 показывает, как много можно извлечь из всего двух нот (Е и F) с помощью слайдов и микробендов. Глушите открытые ноты Е для большей эффективности.

как много можно извлечь из всего двух нот (Е и F)

Вслушайтесь в известные вам риффы и фразы Даймбэга и попробуйте уловить те нюансы, которые делают их такими особенными. Дайм добавил подходу Ван Халена собственной индивидуальности и достиг совершенства.

Заповедь десятая: Найди свое звучание

Говоря о стиле Даймбэга, нельзя забывать об одном из самых важных аспектов — звучании. Пожалуй, никто кроме Ван Халена (и опять это имя) не отличался таким мощным, казалось бы, недостижимым звучанием гитары.

Оборудование, через которое играл Даймбэг Дарелл

Даймбэг нашел свое звучание благодаря полустэку Randall, который он выиграл в одном из конкурсов гитаристов. Важно отметить, что Дайму удалось найти нечто особенное в своем оборудовании и правильно применить это.

Он «подчищал» свой звук шестиполосным эквалайзером MXR (голубого цвета). Его гитара была оснащена хамбакерами Bill Lawrence L-500, также он использовал параметрический эквалайзер Furman PQ-4 (в дальнейшем PQ-3). Прелесть в том, что это давало возможность контролировать предусилитель. Дайм пользовался хамбакерами Bill Lawrence, чтобы раскачать MXR EQ (установленный на повышение средних частот), он в свою очередь раскачивал Furman (повышение высоких и низких частот и сохранение уже повышенных средних частот на том же уровне).

Затем следовал Randall (Century 100 или 200) c овердрайвом. Благодаря всему этому звучание Даймбэга стало таким, каким его знаем мы — особенным и неповторимым.

Дайм предпочитал особенные формы гейна (в зависимости от частот), а не всеохватывающий овердрайв.

Еще один трюк Дайма — устройство пропускного уровня шума (noise gate). Это давало ему возможность повышать уровень сигнала на входе, подавляя все неконтролируемые шумы и отдачу, которые всегда присутствуют на таких высоких уровнях гейна. Инструмент Дайма откликался на атаку естественным образом. При этом все внешние последствия высокого уровня громкости и гейна были под контролем.

Имя Даймбэга Даррела, как правило, ассоциируется со следующим оборудованием:

  • — Randall Warhead: использовался исключительно во время живых выступлений для игры на чистом звуке. Головы Century 100 и/или 200 — неизменный атрибут звучания Дайма. Но говоря откровенно, этот усилитель, помимо «звука Дайма», обладает целым рядом других — не менее интересных — возможностей.
  • Digitech Whammy Pedal: ее стоит приобрести. Вдохновение гарантировано!
  • — Krank Krankenstein: Дайм активно участвовал в его разработке и создании, но никогда не пользовался им (в этом ему помешала трагическая смерть). Тем не менее этот предусилитель — неотъемлемая часть его наследия. Этот аппарат — отличная возможность разнообразить ваше звучание.

Особенно важно то, что звучание Дайма — результат длительных экспериментов и поиска. Его звучание — это его собственность. Каждый гитарист должен стремиться найти нечто свое, нечто неповторимое и новое. Пусть звучание Дайма вдохновит вас на поиски. Возьмите за основу оборудование, которое нравилось Дайму, и экспериментируйте (например, попробуйте разные варианты гейн-бустеров).

И в заключение. Уверен, что наследие Даймбэга Даррела вдохновит многих на творчество. Несомненно, появится новый гитарный герой, который скажет, что Дайм был для него примером для подражания и учителем. Тренируйтесь, подражайте и выводите свое мастерство на новый уровень! Берите гитару и за дело!

Скотт Марано (Scott Marano) посвятил свою жизнь игре на гитаре. Он обучался в Музыкальном колледже Беркли (Berklee College of Music), и его преподавателем был Джон Финн (Jon Finn), а также Джо Стамп (Joe Stump). В настоящее время Скотт работает в качестве сессионного гитариста и композитора и, конечно, преподает игру на гитаре. В 2007 году Скотт разработал программу под названием «Сила гитары» («Guitar Strength») с целью помочь гитаристам всех возрастов, уровней и стилей. Он дает частные уроки игры на гитаре у себя дома, в штате Род-Айленд, и по Skype. 

Добавить комментарий