Уроки гитары в стиле PanteraЗаповедь первая: Чти Ван Халена (Van Halen)

…а также ZZ Top, Kiss, Judas Priest, Black Sabbath, Тэда Ньюджента (Ted Nugent), Пэта Трэверса (Pat Travers), ранних Metallica (Kill ‘em All, Ride the Lightning, Master of Puppets) и Рэнди Роадса (Randy Rhoads). Весь список групп и исполнителей можно прочитать в этой статье.

Ван Хален оказал огромное, пожалуй, самое значительное влияние на формирование стиля Даймбэга Даррела (Dimebag Darrel). От сочных ритмов до интереснейших соло — творчество Ван Халена вдохновляло Даймбэга и мотивировало его на развитие собственной индивидуальности.

Такие композиции, как “Eruption” и “Spanish Fly” относились к его фаворитам. В те времена, когда группа Pantera только начинала свою карьеру, и ребята покоряли сцены многочисленных клубов, Даймбэг особенно часто исполнял отрывки из них в рамках собственных соло.

Дайма даже называли «техасским клоном Ван Халена», местной «достопримечательностью», точь в точь воспроизводившей все самые впечатляющие фразы и целые композиции своего идола. В дальнейшем творчество братьев Ван Хален (Эдди — гитара, Алекс — ударные) также отчетливо просматривалось в работах группы Pantera (Винни — ударные, Дайм — гитара).

Согласно свидетельствам очевидцев, последними словами Даррела перед его трагической смертью стало не что иное, как имя «Ван Хален». Перед выступлениями Дайм тоже часто говорил своему брату «Ван Хален». Это было нечто вроде заклинания, вдохновлявшего их на первоклассные рок-шоу. Дайма похоронили вместе с его любимой гитарой — желто-черным Франкенстратом Эдди Ван Халена, изображенным на внутренней стороне обложки альбома Van Halen II.

Чтобы лучше понять стиль Даймбэга, нужно прочувствовать ту самую «ванхаленовскую» ноту. Также особое внимание нужно обращать на технику и звучание. Именно это и играло важную роль в раннем творчестве Ван Халена.

Заповедь вторая: Возлюби большую терцию как самого себя

Постоянно носивший марку «Ван Хален» Даймбэг очень часто использовал большую терцию в своей игре. Большинство гитаристов, играющих тяжелую музыку, стараются избегать этот интервал, но огромное количество «фишек» Дайма было основано именно на нем.

Большая терция тональности Е минор — это нота G#. Она придает риффам и фразам с малой терцией (G) особый характер. Теоретически она подчеркивает миксолидийское звучание, а фактически добавляет минорным тональностям блюзовости и некоторого напряжения/диссонанса.

Пример 1 — это рифф в духе Даймбэга в минорной тональности с добавлением большой терции.

рифф в духе Даймбэга в минорной тональности

Посмотрите, как Дайм «раскрывает» этот интервал, вставляя его во фразу с малой ноной (нота F в E миноре).

Пример 2 — еще один рифф в стиле Даймбэга. И вновь мы встречаем те же интервалы. (Еще один хороший пример использования большой терции — конец композиции «Sabbath Bloody Sabbath» группы Black Sabbath. Дайму несомненно тоже очень нравился этот рифф.)

рифф в стиле Даймбэга

Большая терция встречалась не только в риффах Даймбэга, но и в его соло.

Пример 3 представляет собой аппликатуру «гаммы Даймбэга» в Е минор. Это минорная пентатоническая гамма с добавленной пониженной пятой ступенью, большой секстой (опускается на пятой струне и играется только на 14 ладу второй струны) и большой терцией.

гаммы Даймбэга

Пример 4 — фраза в рамках этой гаммы, характерная для Даймбэга.

рифф по гамме

Стараясь внедрить эти особенности стиля Даймбэга в свою собственную игру, экспериментируйте с добавлением большой терции в другие «стандартные» минорные фразы. Не бойтесь слишком «радостного» звучания — просто попробуйте, и вы удивитесь тому, какое разнообразие это придаст вашему творчеству.

Заповедь третья: Не забывай о симметрии

Еще одна техническая особенность Ван Халена, которую позаимствовал Даймбэг, это симметричные аппликатуры. Научиться этому очень легко, но чтобы успешно использовать этот ход в своей игре, нужно обладать хорошим вкусом и определенным опытом. Просто придумайте какую-нибудь интересную аппликатуру на одной струне и перенесите ее на остальные пять.

Пример 5 — фраза в стиле Ван Халена, включающая тонику, большую терцию и квинту, в тональности Е. Мы начинаем на второй струне, спускаемся до пятой и завершаем фразу бендом от ноты D к ноте Е (и обратно к D — это придает определенное минорное напряжение) на второй струне.

фраза в стиле Ван Халена

Пример 6 — это вариация в той же (двенадцатой) позиции. На этот раз мы играем малую терцию (нота G) и слайд к малой сексте (нота C) и от нее. Ноты на всех шести струнах зажимаются указательным, средним пальцами и мизинцем, а слайд, исполняемый мизинцем, придает фразе гибкость и многогранность.

вариация двенадцатой позиции

Еще два примера простых, но эффективных симметричных аппликатур, характерных для Даймбэга, представлены в примерах 7 и 8.

Пример 7 — это фраза с использованием большой септимы (нота Eb в тональности E), тоники (Е) и малой терции (G). Это восходящий пассаж, включающий как игру медиатором, так и технику легато. Ноты зажимаются опять же указательным, средним пальцами и мизинцем.

фраза с использованием большой септимы

Пример 8 — фраза, основанная на одной из любимых аппликатур Дайма, — нисходящий пассаж на первой, второй и третьей струнах. На этот раз пользуемся мизинцем, безымянным и указательным пальцами левой руки. Можно сказать, что эта фраза — дань уважения Пэту Трэверсу. Такая аппликатура в данной позиции весьма эффективна, если вы играете соло поверх ритмической партии в тональностях А минор и Е минор.

фраза, основанная на одной из любимых аппликатур Дайма

Попробуйте транспонировать ее в другие тональности и пользуйтесь ей как можно чаще, как делал в свое время Дайм.

Даймбэг достиг больших высот в области техники медиаторного звукоизвлечения, но очень часто он прибегал и к легато (опять же в духе Эдди Ван Халена). Это придавало его звучанию текучесть и живость. Техника левой руки была особенно важна при внедрении всех этих симметричных аппликатур в его соло.

Заповедь четвертая: Придай аккордам новую силу

Даймбэг никогда не ограничивался «стандартными» приемами игры на гитаре, часто прибегая к «альтернативным» пауэр-аккордам. Вместо того, чтобы играть обычными квинтами и квартами (в исполнении которых Дайм был большим мастером), он то и дело вставлял в свои ритмы альтернативные двойки (аккорды из двух звуков) вместо привычных пауэр-аккордов.

Это чаще всего были большие или малые терции, построенные от тоники. Посмотрите на Пример 9. Это два основных варианта таких аккордов, построенных от тоники на шестой и пятой струнах. Первый аккорд — вариация большой терции, второй — малой терции.

два основных варианта таких аккордов

В Примере 10 представлен рифф, основанный на пауэр-аккорде из малой терции. Обратите внимание на то, как эти аккорды дополняют рифф, придавая ему движение и оживляя его. Они звучат гораздо интереснее стандартных квинт и создают особое напряжение, которого невозможно добиться при помощи «однородных» и «нейтральных» квинт. Исполняемые с эффектом дисторшн, такие аккорды делают ваше звучание особенно мощным благодаря интересной комбинации обертонов.

рифф, основанный на пауэр-аккорде

В принципе, именно в этом и заключается их уникальность и польза. В комбинации с мажорными и минорными аккордами и трезвучиями можно достичь весьма хаотичного и диссонирующего эффекта. Стандартные мажорные и минорные аккорды как-то уж слишком размыты и нечетки, тогда как тоника и терция дают именно то живое, напряженное и богатое звучание, придающее аккорду мощь.

Поэкспериментируйте с чередованием таких аккордов, основанных на терциях, и стандартных квинтовых пауэр-аккордов. Также можете попробовать с чередованием малых и больших терций. Часто бывает так, что «не та» терция (вне тональности) звучит в рамках того или иного риффа особенно интересно. Пример 11 — рифф в духе Даймбэга с такими «неправильными» пауэр-аккордами.

рифф в духе Даймбэга

Заповедь пятая: Знай места

Говоря о Даймбэге, нельзя не упомянуть о его страсти к флажолетам. Он всегда охотно приправлял свою игру натуральными, искусственными, тэппинговыми и многими другими видами флажолетов.

Флажолеты (как натуральные, так и искусственные) — неотъемлемая часть богатого обертонами искаженного звука электрогитары. Они могут появиться в любом месте. Есть очень много способов их извлечения, и они — логическое следствие игры на высокой громкости с эффектом дисторшн.

Даймбэгу всегда удавалось держать флажолеты под полным контролем, и они стали одной из самых выразительных черт его игры. Чтобы разобраться, как же Дайм применял технику флажолетов, давайте взглянем на гриф гитары и найдем места, где они прячутся. Пример 12 демонстрирует расположение основных флажолетов, извлекать которые очень легко. Пальцем левой руки слегка прижмите соответствующую струну (при этом не опускайте ее к грифу, а всего лишь прикоснитесь к ней), а правой рукой ударьте по ней. Так вы получите флажолет.

расположение основных флажолетов

В Примере 13 вы найдете флажолеты на тех же струнах. Но их извлечение требует определенной тренировки. Дайм очень часто украшал свои партии многими из них.

флажолеты

Он обладал огромным арсеналом приемов по контролю и воспроизведению флажолетов. Наиболее известна его фирменная техника «кричащих флажолетов» («harmonic scream»). В Примере 14 изображена ее схема.

схема кричащих флажолетов

Для того, чтобы точно скопировать эту технику, необходим бридж с так называемым «плавающим тремоло» (чтобы делать бенд как на понижение, так и на повышение). Можете взять гитару, оснащенную системой «флойд роуз» или чем-то подобным. Сначала «раскачайте» струну пулл-оффом, одновременно опуская рычаг.

Услышав понижение тона открытой струны и почувствовав ее ослабление, слегка ударьте по определенному месту извлечения флажолетов на грифе средним пальцем левой руки. Как только флажолет прозвучит, верните рычаг в исходное положение, а затем приподнимите его и покачайте, чтобы получить эффект вибрато. Имейте в виду, что открытая струна звучит всего лишь какую-то долю секунды. Только кажется, что у вас достаточно времени для извлечения «тэппингового» флажолета.

Также не забывайте о важности глушения струн левой рукой. Обязательно пользуйтесь большим пальцем левой руки для глушения шестой струны, а другими пальцами глушите любые нежелательные шумы, исходящие от других струн. Поэкспериментируйте с разными местами извлечения флажолетов. Некоторые из них извлекаются легче, некоторые — сложнее.

Даймбэг время от времени прибегал к искусственным флажолетам в стиле Закка Уайлда (Zakk Wylde) / Джона Сайкса (John Sykes) / Джорджа Линча (George Lynch) / Билли Ф. Гиббонса (Billy F. Gibbons), но особенно часто он исполнял множественные, комбинированные флажолеты, украшая ими свои ритм-партии.

Пример 15 демонстрирует эту технику «в действии».

техника кричащих флажолетов в действии

Дайм особенно любил «промежуточные» флажолеты, которые звучат еще пронзительнее. Обратите внимание на то, что, комбинируя два или более флажолета, вы можете получить очень интересное сочетание резких, диссонирующих обертонов. Испробуйте как можно больше комбинаций флажолетов на разных струнах и на разных ладах. Также попробуйте поиграть с рычагом и/или педалями эффектов. Пример 16 объединяет несколько таких комбинаций.

Флажолеты группы Pantera

Ваши возможности безграничны! Творите! В этом уроке опубликована только первая часть заповедей для почитателей стиля Даймбэга Даррела. Вторая часть еще не опубликована, так что подписывайтесь на рассылку, чтобы не пропустить выход второй части.

Автор статьи Скотт Марано (Scott Marano) посвятил свою жизнь игре на гитаре. Он обучался в Музыкальном колледже Беркли (Berklee College of Music), и его преподавателем был Джон Финн (Jon Finn), а также Джо Стамп (Joe Stump). В настоящее время Скотт работает в качестве сессионного гитариста и композитора и, конечно, преподает игру на гитаре. В 2007 году Скотт разработал программу под названием «Сила гитары» («Guitar Strength») с целью помочь гитаристам всех возрастов, уровней и стилей. Он дает частные уроки игры на гитаре у себя дома, в штате Род-Айленд, и по Skype. 

Добавить комментарий