Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Как научиться играть быстро — более или менее понятно: упорство и труд плюс система занятий (подобная аэробике), и вот вы опередили часть бегунов по грифовой дорожке.
Там, куда вы примчитесь, вас ожидает толпа динозавров от музыки с сильными конечностями и маленькими головками. Такие пропорции, как оказалось, были признаны неудачными, и привели «гигантов мысли» на кладбище.
Основные аспекты музыкальности
Как научиться играть музыкально или, если угодно, красиво? Некоторые музыканты знают ответ и не скрывают его. Только не всякому дано слышать этот ответ, так как звучит он не на языке ума, рациональных знаний или техники игры, а на языке чувств, эмоций, сердца и души.
Когда речь заходит о музыкальности, приходится признать, что слова мало эффективны в этой области музыкального образования. Воспитание музыкальности — это результат работы хорошего учителя непосредственно с учеником, так сказать, таинственный процесс передачи сакральных знаний. А также впитывание учеником культурного наследия путем внимательного прослушивания музыки в исполнении выдающихся музыкантов.
Пэт Метини — один из тех музыкантов, чья музыкальность не спрятана под грудой технических фокусов, скоростных пассажей и заумных конструкций. Хотя и это присутствует в его игре соразмерно с его утонченным вкусом.
Вокальность
Многие музыканты развивают свой стиль подражая пению и духовым инструментам. Пойте мелодии, которые вы играете на гитаре. Мотивы-напевы содержат повторяющиеся ноты. Такие мотивы необходимо исполнять выразительно (по динамике и ритму), избегайте механического повтора.
Гармония
Помните об аккордах, на фоне которых исполняется мелодия. Часто Метини строит мелодию на основе аккордовых тонов. Промежутки между аккордовыми тонами могут заполниться проходящими и вспомогательными тонами и опеваниями.
Аппликатура
Пэт Метини в своих интервью говорит, что он рассматривает каждую струну как отдельный инструмент (вспомните тот фокус, которым Паганини поразил публику, доиграв свое соло на одной струне!) и категорически отказывается мыслить позициями. Если Вы привыкли играть в позициях, старайтесь сильно не привязываться к позициям. Скольжения, небольшие въезды и сбросы — следствие движения вдоль грифа и вокального подхода к фразировке.
Динамика, нюансировка (громко-тихо), акценты, «проглоченные» ноты
Так же как предложение, сказанное человеком, имеет центральные смысловые ударения, так и различные части мелодии выделяются больше или меньше. Если мелодия идет вверх, усиливайте громкость исполнения, вниз — ослабляйте. Верхушки мелодического контура акцентируйте, ямки — «проглатывайте».
Раньше думал, что наоборот нужно предерживаться позиций. Попробовал поэксперементировать, и действительно, если сократить количество позиций и больше играть на одной струне, это здорово влияет на динамику исполнения. Отличный совет Пэта.
Опять же, смотря какое произведение играть. Если это пассаж, просто не успеешь сыграть все на одной/двух струнах.
Ну в пассажах не так важна динамика исполнения, поэтому быстрые пассажи и соло нужно играть в позициях. Иначе никак.