Гитаршкола вновь приветствует Вас. Мы продолжаем изучать курс игры на слайд-гитаре. На предыдущем уроке Вы должны были ознакомиться с простыми упражнениями для слайд-гитары. Если это сделано, перейдём немного к теоретической части, а именно к слайдовым гаммам. Как Вы помните из предыдущих уроков, гаммы бывают: минорная, мажорная, дорийская и фригийская.
В этом уроке Вы познакомитесь с ещё одним видом гаммы.
Слайдом, безусловно, можно сыграть любую гамму, однако мы рассмотрим только те, которые часто используются в блюзе и роке при слайдовой игре. В основе так называемых «слайдовых» гамм лежат ноты обычных гамм, среди которых:
Мажорная гамма, включающая восемь основных диатонических ступеней’: I-(тон)-II-(тон)-III-(полутон)-IV-(тон)-V-(тон)-VI-(тон)-VII-(полутон)-VIII (например, в До-мажоре это ноты: С, D, Е, F, G, А, В, С).
Мажорная пентатоника, состоящая из I, II, III, V и VI ступеней мажорной гаммы: I-(тон)-II(тон)-III-(малая терция)-V-(тон)-VI. (До-мажорная пентатоника : С, D, Е, G, А).
Минорная пентатоника, включающая I, IIIb, IV, V и VII-ступени мажорной гаммы: I-(малая терция)- IIIb-(тон)-IV-(тон)-V-(малая терция)-VII. (До-минорная пентатоника: С, Еb, F, G, Bb).
Блюзовая гамма, состоящая из минорной пентатоники с добавленной пониженной пятой ступенью: I-(малая терция)-IIIb-(тон)-IV-(полутон)-Vb-(полутон)-V-(малая терция)-VIIb. (Блюзовая гамма в тональности До: С, Eb, F, Gb, G, Bb).
Вы уже видели, как можно построить слайдовое соло из нот, входящих в аккорд. Одна из самых распространённых «слайдовых» гамм сочетает в себе аккордовые ноты, а также ноты из описанных выше гамм, а именно ноты, расположенные на I,III, IV, V, и VIIb ступенях. Вот как выглядит аппликатура этой гаммы на грифе (пример дан в тональности Ми):
Пример 12
Следующие два упражнения иллюстрируют, как следует правильно «подъезжать» к каждой ноте «слайдовой» гаммы. Исполняя глиссандо, обратите внимание на исходную ноту, отмеченную в скобках.
Пример 13
Пример 14
Следующие примеры основаны на «слайдовой» гамме в тональности Ми. Не забывайте, что вы можете сыграть эти фразы в любой тональности, сдвинув аппликатуру гаммы вдоль грифа. Так, чтобы попасть в тональность Ре, следует переместить аппликатуру на 2 лада вниз, а если вы играете в тональности Фа — на 1 лад вверх.
Пример 15
Фраза играется в верхней октаве «слайдовой» гаммы. Не забывайте про дэмпинг!
Пример 16
В этом примере действие происходит в нижней октаве «слайдовой» гаммы. Особое внимание стоит уделить скачку через струну во втором такте.
Пример 17
Здесь гамма дополняется двумя нотами: на первой струне VI ступенью из аккорда Е6 и «блюзовой» Vb-ступенью на второй струне.
Пример 18
Эта фраза обыгрывает аккорд Е7. Не ленитесь играть заученные фразы в разных тональностях!
Чтобы обыграть мажорное трезвучие, расположенное на 2-й, 3-й и 4-й струнах с тоникой на 3-ей струне (извлечённое из аккордовой формы «А»), существует способ, который можно назвать «ход конём». Шахматный конь ходит, как известно, буквой «Г». Вот как работает эта концепция на грифе, если принять трезвучие Е за вертикальную палочку буквы «Г»:
Пример 19
Пример 20
К нотам аккорда можно «подъезжать» и сверху вниз:
Давайте подробней остановимся на трезвучиях. Слайдом можно взять мажорное трезвучие с тоникой на 3-й струне и, меняя позицию, обыграть любой мажорный аккорд:
Пример 21
То же самое с минорным трезвучием, расположенным на первых трёх струнах с тоникой на первой:
Пример 22
Не углубляясь в теорию, можно сказать, что ноты простых трезвучий входят в состав более сложных аккордов. Зная это, можно одним минорным или мажорным трезвучием обыгрывать различные аккорды. Так, А-минорное трезвучие (на первых трёх струнах на пятом ладу) содержится в аккордах Аm, С6, D9, Fmaj7,и т.д.)
Пример 23
В этой фразе обыгрывается распространённое в блюзе чередование аккордов Е6 и Е9. В первых трёх тактах ко второй и третьей струне можно добавить и первую.
На этом наше теоретическое занятие закончено, на следующих уроках мы будем разбирать учебные соло. Следите за обновлениями или подписывайтесь.
большое спасибо! благодаря этому сайту я научился играть слайдом! )