Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Мы с Вами продолжаем вести исторический обзор гитарного репертуара. В прошлых уроках мы уже обсудили гитарный репертуар 16 -17 веков и репертуар гитары 17 — 18 веков. Сегодня мы поговорим о репертуаре для гитары 19 — 20 веков.

Фортепианные произведения каталонских композиторов Энрике Гранадоса (1867-1916) и Исаака Альбениса (1860-1909), хотя и часто исполняемые пианистами, прекрасно звучат и в гитарном исполнении. Они не только превосходно поддаются аранжировке, но и само звучание гитары в точности соответствует музыкальным стилистическим особенностям.

Франсиско Торрега играет на инструменте Торреса (конец XIX столетия]. Обратите внимание но положение правой руки, являющееся ключевым для современной техники.Это дает право предполагать, что многие из работ этих авторов были изначально написаны для гитары. В пользу этого говорит и национальная окрашенность этих произведений, в которых используются ритмы и темы, берущие свое начало в народной гитарной музыке.

Яркими примерами таких сочинений могут служить «Leyenda» (также известное под названием «Asturias») Альбениса, а также «Danza Espanolas» и «La Maja de Goya» Гранадоса.

Благодаря беспримерным стараниям Андреса Сеговии (1893-1987) на всем протяжении XX столетия, гитара теперь завоевала международное признание как серьезный инструмент для исполнения художественной музыки. Присущая ему выдающаяся техника, освоенная им самостоятельно, и общая музыкальная одаренность быстро позволили Сеговии занять в музыкальной среде такое положение, которое давало право публично исполнять крупные и сложные произведения, написанные специально для гитары.

Первым из них стала пьеса в трех частях под названием «Sonatina» Федерико Морено Торробы (1891-1982). Другими важными работами Сеговии были «Fandanguillo» Турины и «Homenaje Pour», написанная Мануэлем де Фальей (1876-1946) на смерть Дебюсси (1862-1918). После кончины де Фалъи наиболее выдающимся испанским композитором своего времени стал Хоакии Родриго (1901-1999).

Не специализируясь исключительно в гитарной музыке, он также писал произведения для камерного и оркестрового исполнения. Одним из величайших его сочинений для гитары является «Invocacion y Danza» — виртуозная пьеса с присущим Стравинскому вступлением.

Наиболее известным произведением Родриго считается его «Concierto De Aranjuez» — полный концерт для гитары с оркестром. Хотя и несколько романтическое по стилю, это выдающееся сочинение отличается сложнейшей сольной партией для гитары и тщательно продуманным оркестровым сопровождением, позволяющим без помощи усилителей ясно слышать звучание гитары на фоне других инструментов. Это романтическое произведение довольно быстро стало популярным.

Великий Андрее Сеговия в молодости. Именно в это время, находясь но лике своего исполнительского мастерства, он начал приобретать международное признание.И за пределами Испании, в том числе благодаря нескончаемым международным концертным турам неутомимого Сеговии, композиции, сочиняемые специально для гитары, продолжали расти в количестве и качестве.

Бразилец Эйтор Вилья-Лобос (1887-1959) написал двенадцать этюдов, пять прелюдий и один концерт, широко используя в этих сочинениях местные национальные ритмы.

Четыре «Венесуэльских танца» Антонио Лауро (1917-1986) давно стали неотъемлемой частью концертного гитарного репертуара многих исполнителей, равно как и виртуозные пьесы парагвайского гитариста и композитора Аугустина Барриоса Мангоре (1885-1944).

Эти композиторы приобрели международную славу благодаря концертному исполнению и записям их сочинений австралийца по происхождению Джона Уильямса (р. 1941). Британский гитарист Джулиан Брим (р. 1933) продолжил начатую Сеговией традицию популяризации произведений современных ему композиторов, таких как Бенджамин Бриттен (1913-1976) и Уильям Уолтон (1902-1983).

В одном из сочинений первого из них, «Ноктюрне», используется песня Джона Доуленда, искусно вплетенная в главную тему в конце пьесы. «Пять багателей» Уолтона, в которых активно используются кубинские ритмы и происходит частая смена тональностей, стали излюбленным произведением для многих исполнителей.

Выдающиеся композиторы второй половины XX столетия, такие как Брайан Фернихоу (р. 1943) и Лучано Берио (1925-2003), и сегодня продолжают писать сольные произведения для гитары в манере модернизма и еще более упрочивать репутацию инструмента, демонстрируя его обширные возможности полностью соответствовать всем требованиям современных музыкальных течений.

Британский.гитарист Джулиан Брим активно занимается концертной деятельностью, исполняя специально написанные для инструмента сольные произведения и продолжая начатую Сеговией традицию. Вдохновленные его примером, уже два поколения британских гитаристов стали известными концертными исполнителями, кроме того, успешно сотрудничающими со студиями звукозаписи.

Еще одной составляющей гитарного репертуара, возникшей в XX столетии, стало появление небольших ансамблей (отличных от гитарных дуэтов и трио).

Одним из первых сочинений для таких коллективов стала пьеса «Drei Lieder» (1925) Антона Веберпа (1883-1945), написанная для сопрано, кларнета и гитары, а композиция «Marteau Sans Maitre» Пьера Буле (р. 1925) для альта (голос) и небольшого ансамбля является уже крупной работой, в которой гитаре отведена главенствующая роль.

К концу XX века в составах ансамблей, исполняющих современную музыку, гитара встречается не реже фортепиано — а это говорит о том, что после всех взлетов и падений, которые ей пришлось пережить в прошлом, она по праву заняла свое достойное место в современном музыкальном искусстве.

На этом, пожалуй, и все. Теперь Вы имеете представление о гитарном репертуаре, начиная с 16 века и заканчивая 20. Если есть что добавить, пишите в комментарии ниже.

 

  1. Руся:

    После пятилетнего опыта игры на гитаре, решил все таки изучить историю гитары. Спс, отлично расписано все..

  2. Артур:

    История далеко не полная, такое ощущение , что рок-музыканты современные и не очень играют на палке. Или они не достойны , чтоб их упомянули?

  3. Lendl:

    Что мне нравится в гитаре так это автономность инструмента в перемещении в пространстве, что в свою очередь дает возможность его применения в более широком кругу слушателей. Чего не может позволить себе пианино или рояль — требующих большого помещения.

    На любительском уровне гитара в основном воспроизводила жанры далекие от классики и только профессиональный уровень открыл этот музыкальный инструмент по новому. Из современных виртуозов игры на гитаре выделю солиста британской рок- группы «MUSE» Мэ́ттью Джеймса Бе́ллами. Вокал Мэтта является неотъемлемой частью звучания Muse.

    • Дмитрий:

      Это Беллами-то виртуоз? :D Если за всю жизнь послушать только три группы — Muse, Nirvana и Coldplay — то он действительно может таковым показаться.
      А вообще это просто поверхностная поп-музыка. Ничего серьезного в ней нет. Ни в плане композиции, ни в плане исполнения.

  4. борис:

    Я только учусь играть на гитаре.И мне интересно что играли в 19-20 веке из статьи я узнал много интересного.Когда я закончу учебу на гитаре может я на учусь что-то играть из репертуара 19-20 веков.

  5. Natasha:

    понятное дело, что в одной небольшой статье не уместить всех выдающихся исполнителей и композиторов, но в целом весьма познавательно. даже погуглила, чтобы почитать поподробнее

  6. Aivi:

    Недавно я пошла учиться в музыкальную школу игры на классической гитаре. Искала в интернете хороший сайт для познания истории гитары. Ваш сайт это то, что мне будет необходимо долгое время. Он у меня в закладках. Спасибо.

  7. Юрий:

    Не думаю, что автор статьи хотел обидеть или унизить современных музыкантов. Просто он рассматривает именно классику 19 — 20 веков.

  8. Андрей:

    Т.е исходя из статьи, можно сделать вывод что более техничные и разносторонние гитаристы были на рубеже 19-20 веков? Переломный моментам я считаю в развитии гитары, стало появление такого стиля как Джаз, ну и потом конечно Блюз.

  9. XuTStelS:

    Ура! Давно хотел познать историю гитары, но не как не мог найти нормальный сайт. Перерыл весь интернет и вот я нашёл его, спасибо большое автору за столь познавательную историю.

  10. Наталья Ч:

    Статья на самом деле интересная так как на гитаре играя не знала даже малого из истории про гитару, такие гитаристы были.

  11. Verona:

    С гитарой общаюсь на ты уже 10 лет , можно сказать мы с ней одно целое. Неделю назад отец спросил о возникновении и вообще о истории гитары , на что я не мог дать точного ответа . Залез в интернет и после долгого поиска наткнулся на ваш сайт .Хочу сказать я впечатлен , такой обширной и познавательной информацией .Узнал много нового для себя , а так же открыл для себя новые имена , такие как :Эйтор Вилья-Лобос и Федерико Морено Торробы.

  12. Андрей:

    Я раньше играл на гитаре, а потом, с возрастом, свободного времени становилась все меньше и музыку забросил. Почитал эту интересною статью и вновь потянула к акустической музыке.

  13. aleks020478:

    Давно хочу научиться играть на классической гитаре, наконец то нашел для этого подходящий сайт, огромное спасибо создателям.

  14. Elena:

    Да не сменный репертуар джаза покорил меня. Очень приятно слушать когда играют с душой. Эта статья только подтверждение тому что джаз и другие стили не когда не забываются и не забудутся.

  15. asilhan73:

    очень познавательно на самом деле незнал историю гитарной музыки ,есть имена которые надо поискать и прослушать ведь на самом деле латиноамериканскую музыку мы знаем только по «джипси кингс»»армику»много музыки слышали просто незная даже исполнителя,возможно что мы даже слышали гденибудь музыку в их исполнении но незнаем имена а это неправильно ,благодаря вашей статье мы возможно будем приятно удивлены,спасибо

  16. Станислав:

    Очень увлекательно написана статья,да и я давно искал про этих композиторов,очень большое спасибо за это.Звучание гитары,я раньше не знал,что фортепианные произведения могут быть в выполнении гитары,думал что это не возможно,но благодаря этой статье я узнал что очевидное.Вообщем большое спасибо администраторам за этот прекрасный сайт !!! :)

  17. Иван:

    Отличная статья! Я играю на гитаре уже 7 лет и всетаки не знал как она появилась, но благодаря этой статье я начал больше уделять времени гитаре.

  18. дима:

    Много наблюдал как играют на гитаре другие люди, меня это очень заинтересовала и решил сам начать играть на гитаре.Так как я увлекаю историей решил узнать откуда взялась Гитара?После того как прочитал статью ещё больше заинтересовался гитарой.

  19. оксана:

    Очень познавательная статья, узнала много нового. Почему то не думала, что гитара так популярна и за рубежом.

  20. Анатолий:

    Статья действительно познавательная.Гитара пользуется популярностью среди молодежи.Так же есть много хороших композитов.Спасибо за этот сайт)

  21. ЫЯИуераслав:

    Благодарю, мне как раз не хватало информации для сочинения по музыке. Спасибо ещё раз, даже что то вне темы узнал.

  22. Леонид:

    Интересно было почитать, спасибо. Подписался на рассылку, как часто добавляете новую информацию?

    • Леонид, уроки гитары и интересные статьи публикуются на Гитаршколу ежедневно, так что каждый день вам на почту будет приходить одно письмо с анонсом нового материала.

Добавить комментарий