Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. В одном из прошлых уроков мы рассматривали примеры сложных ритмов для электрогитары. В сегодняшнем уроке Вы познакомитесь со сложными ритмами на акустической гитаре.

Хотя термин «Сложные ритмы»  звучит очень пугающе, на деле же все выглядит достаточно просто и понятно. Иррациональным, сложным, нестандартным называют такой ритм исполнения на акустической гитаре, при котором в такт входит больше единиц счета (сильных долей), чем в стандартный размер.

Это станет возможным, если увеличить скорость счета на заданный коэффициент. Этот коэффициент обозначается цифрой, который указывается над группой нот.

Самым популярным иррациональным ритмом является триоль, которая имеет коэффициент 3:2 — четвертные триольные ноты содержат три четвертные. Играются они такой промежуток времени, который обычно требуется для двух четвертных нот (пример 1). Для тех, кто подзабыл, советую вспомнить длительности нот.

То же самое может происходить и с другими нотами, например с восьмыми (пример 2), а так же с шестнадцатыми или тридцать вторыми (в основном для электрогитары).
Сложные ритмы могут иметь и другие коэффициенты — еще одним наиболее распространенным из них является шестидольный ритм — 6:4 (пример 3).

Редко встречающийся, но довольно популярный в музыкальных произведениях второй половины XX века являются пятидольный размер — 5:4 (пример 4) и семядольный размер — 7:4 (пример 5).

Примеры сложных ритмов:

Сложные ритмы для акустической гитары

Триоли играются на всем протяжении этого упражнения (но обратите внимание, что фактически они указаны только в первом такте и начале второго; сделано это для того, чтобы не загромождать партитуру лишними значками).

Триольное упражнение сложного ритма на акустической гитаре

Пьеса играется в тональности А (ля-мажор), и позиции ее исполнения периодически меняются, на что указывают римские цифры I и II. Поэтому если Вы еще слабо ориентируетесь в аккордах и тональностях, советую использовать аккорды с аппликатурами.  Вы должны разучивать упражнение до тех пор, пока исполнение не будет соответствовать предложенному темпу, но начинайте разбирать его медленно, чтобы обе кисти могли уверенно выполнять все требуемые от них движения.

  1. Андрей:

    Как-то один раз я попросил учителя научить меня сыграть такой ритм. Он говорил, что давно так не смеялся. Но все же я в интернете кучу видео-уроков пересмотрел и сыграл ему через месяц — он был в шоке.

  2. Арам:

    И в самом деле не надо с опаской подходить к сложным ритмам, немножко упорства и стремления и все ритмы покоряются.

  3. Николай:

    Нестандартное нередко звучит очень здорово. Со сложными ритмами вообще можно играть шикарную музыку, и еще и «с изюминкой».

  4. Фома:

    Не пойму что там написано. Можно это все с рисунками вложить? Ноты и удары тоже.

Добавить комментарий