Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Гитарный репертуар возник в Испании в конце XV столетия вскоре после того, как для придворных церемоний был изобретен этот инструмент, заменивший собой лютню, прочно ассоциировавшуюся в сознании испанцев с недавно изгнанными маврами.
Гитара того времени была четырехрядной, то есть имела четыре пары струн. Струны каждой пары настраивались абсолютно идентично и игрались вместе. Позже к ним добавились еще два ряда струн, и появился новый инструмент, «vihuela de mano», «ручная виуэла» (словом «de mano», означающим по-испански «ручная», специально подчеркивалось, что на этом инструменте нужно играть пальцами, а не медиатором, как на других разновидностях виуэл).
Играя отдельно каждым пальцем правой руки, можно было исполнять значительно более сложную и разнообразную музыку, чем с помощью медиатора, а возросшая потребность в контрапунктических произведениях (главным образом, духовной направленности) означала, что сочинения для нового инструмента становились все более популярными.
Композиторы гитарного репертуара 16 века
Композиторы Луис Милан (1500-1561) и Алонсо Мударра (ок. 1510-1580) сочиняли пьесы очень высокого качества, которые продолжают исполнять и сегодня, как для ручной виуэлы, так и для четырехрядной гитары, хотя последний инструмент приобрел большую популярность во Франции и Италии, чем в Испании, ввиду отсутствия в этих странах конкурентной ему виуэлы.
Эти произведения обычно издавались в сборниках, таких как, например, «El Maestro» (1535) Милана, представляющего собой собрание музыкальных фантазий (контрапунктических пьес, написанных в свободной форме). Еще одним выдающимся композитором того периода был Луис де Нарваес (ок. 1490 — ок. 1560), известный своими аранжировками вокальных произведений знаменитого французского композитора Жоскена Депре (ок. 1440-1521) и предложивший неожиданные их вариации, поднявшие технику игры на гитаре на качественно новые уровни.
К концу XVI столетия виуэла несколько утратила популярность, а гитара приобрела еще один ряд и стала пятирядной, то есть десятиструнной. Этот инструмент, получивший название «guitarra Espanola», то есть «испанская гитара», заслужил огромное признание во всей Европе, особенно при французском и итальянском дворах.
Сочинения испанского композитора Гаспара Санса (1640-1710), такие как «Galliardas», «Canarios» считаются наиболее выдающимися и многогранными произведениями из написанных для недавно — на тот момент — появившегося пятирядного инструмента.
Другие сочинения того периода, такие как песни и инструментальные пьесы британского лютниста Джона Доуленда, приобретают все большую популярность среди современных гитаристов, поскольку их с успехом можно исполнять в переложении для гитары. Наблюдающееся в последние годы увлечение «истинным инструментом» привело к появлению большого числа лютнистов, благодаря чему заимствование репертуара стало менее модным.
В период барокко гитара в значительной мере уступила свои позиции клавесину, лютне барокко и органу, ставшим наиболее популярными инструментами этой эпохи. Хотя многие композиторы того времени и продолжали активно писать произведения для гитары (такие как Боккерини, создавший несколько прекрасных пьес для струнного квартета), подавляющая часть репертуара эпохи барокко, исполняемого сегодня на гитаре, была изначально сочинениями для лютни — например, четыре сюиты И. С. Баха (1685-1750) и сонаты Леопольда Вайсса (1687-1750).
Аранжировки и исполнения такого рода репертуара испытывали на себе меньшее влияние музыкальных направлений в Раннюю эпоху, нежели в период Ренессанса. Возможно, в некоторой степени это можно объяснить небольшим числом лютнистов эпохи барокко и тем фактом, что сочинения Баха для лютни, как и подавляющее большинство его произведений, были в меньшей степени предназначены для исполнения на каком-либо конкретном инструменте.
Идеальной пьесой для тех, кто хочет ближе познакомиться с репертуаром барокко на исполнительском уровне может стать «Прелюдия в ре-минор» Баха.
В следующем уроке мы с Вами продолжим обсуждение темы исторического гитарного репертуара, а именно начнем с 18 века. Чтобы не пропустить уроки от Гитаршколы, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку.
Интересная статья. Я многие пьесы 16-18 веков перекладываю на электрогитару. Играю на чистом звуке с эфеектами и применением медиатора. Очень интересно звучать этюда и пьесы на электрогитары, написанные для лютни.
Даже для меня, далекой от музыки, статья показалась очень интересной в основном как историческая справка о возникновении гитарного репертуара.
Я только учусь играть на гитаре.И мне интересно, что играли в 16 веке, из статьи я узнал много интересного.Когда я закончу учебу на гитаре, может я на учусь что-то играть из репертуара 16 веков.
Здорово и очень интересно! особенно мне, как начинающему гитаристу) я подумать не мог что это настолько древний инструмент, познавательная статья!
Искала для ребенка материал для доклада в музыкальную школу по истории гитарной музыки. Очень содержательно! Сейчас подробно изучим про композиторов и репертуар и мы молодцы!
Статья интересная.хоть я и не долюбливаю произведение исполненные на гитаре,но статья мне понравилась,я узнал о композиторах 16 века и об их творчестве и репертуаре.
А мы также с сыном начали изучать мастертво игры на гитаре, пока в школу гитаристов не записались но вот начинаем сами учиться, когда-то может и мы сыграем репертуар 16 века, очень полезные картинки, как ставить пальцы. Благодарим
Вот так-то — гитара была создана для придворных церемоний). Поэтому, наверное, любой гитарист может почувствовать себя немного королем. Ради этого стоило почитать обзор гитарного репертуара — спасибо!
Я, как большой любитель этого музыкального инструмента, много не знал, спасибо за такие интересные факты.
Очень люблю мелодии, которые играют на гитаре. Благодаря статье узнал для себя много нового. Сейчас модно использовать лютню, особенно радо это делают фолк-группы.
Только здесь узнала про инструмент ручная виуэла. Интересно, что с развитием гитары изменялась и более сложной становилась музыка. Я немного играю ан гитаре, но, думаю, до музыки 16 века мне далеко.
Всем привет я благадаря етой стоте знал много нового и понял что класиеская гитара намного луче современых бас гитар аторые толька оут а толку не кокого ))