Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. В прошлом уроке мы с Вами начали знакомиться с гитарным репертуаром 15-16 веков. Сегодняшняя часть обзора будет посвящена гитарному репертуару 18-19 веков.

Уже в самом начале классического периода гитара претерпела новые изменения. К пяти существовавшим рядам добавился еще один, басовый, а вскоре после этого каждый ряд был заменен одной струной, которых, как на современной гитаре, стало шесть. Хотя новый инструмент часто все еще продолжали называть испанской гитарой, он уже превратился в гитару классическую, и чистота и чувственность ее звучания идеально соответствовали новому музыкальному языку, выработанному и отточенному Гайдном (1732-1809) и Моцартом (1756-1791).

Наиболее выдающимися композиторами того времени, сочинявшими для гитары, были каталонец Фернандо Сор (1778-1839), испанец Дионисио Агуадо (1784-1849) и итальянец Мауро Джулиани (1781-1828). Перу Сора принадлежит огромное количество произведений для гитары: и самостоятельные сочинения, такие как «Соната в ре-мажор, опус 14», и многочисленные «Вариации», наиболее известной из которых является «Вариации на тему Моцарта».

Кроме того, Сор написал множество этюдов, охватывающих самые разные аспекты исполнительской техники, а также несколько песен под аккомпанемент гитары. Агуадо известность принесла его феноменальная техника, и его этюды считаются бесценными упражнениями для развития абсолютного владения инструментом.

Джулиани был автором не только сольных произведений, но и концертов для гитары, которые являются ярким примером выверенного баланса между мелодическим и техническим аспектами инструмента.

Еще одним известным композитором того периода был Каркасси, этюды которого сами по себе стали полноценными составляющими концертного гитарного репертуара.

В первой половине XIX века гитара стала, главным образом, салонным музыкальным инструментом. Конструктивные нововведения позволили усилить громкость звучания фортепиано и скрипки, а это наряду с расширением средств музыкального выражения привлекло к этим инструментам подавляющее большинство композиторов эпохи романтизма, включая Листа (1811-1886) и Паганини (1782-1840), хотя последний написал несколько сочинений для гитары и, несомненно, владел инструментом профессионально.

Кроме того, развитие оперного искусства Вагнером (1813-1883) перенесло фокус общественного внимания на крупномасштабные музыкальные мероприятия. Лишь после очередных физических изменений гитара начала постепенно возвращать утраченную было любовь публики.

Портрет начала XIX столетия испанского гитариста Дионисио Агуадо, демонстрирующий необычное положение гитары, которому музыкант в то время отдавал предпочтение. Позже он стал пользоваться специальной треногой, поддерживающей инструмент.

Гитарный мастер Антонио Торрес (1817-1892) изменил инструмент кардинальным образом, разработав специальную систему распорок для усиления деки (резонирующей передней панели гитары), что привело к значительному увеличению громкости и тональной глубины ее звучания.

Теплый и мягкий звук, издаваемый теперь дискантовыми струнами, позволил существенно расширить мелодические возможности инструмента.

Гитарист и композитор Франсиско Таррега (1852-1909) стал изобретателем новой техники игры на гитаре, дававшей возможность в полной мере использовать потенциал нового инструмента Торреса, и эта техника является основой современных применяемых нами техник.

В качестве композитора Таррега написал множество произведений, ставших классикой гитарного репертуара. Наиболее известным из них, пожалуй, является этюд тремоло «Recuerdos De La Alhambra» («Воспоминания об Альгамбре»). Запись именно этой пьесы в исполнении Андреса Сеговии произвела настолько глубокое впечатление на Джулиана Брима, что он решил стать гитаристом.

В этюдах, сонатах и других сочинениях Тарреги главное место часто занимают технические аспекты исполнительского мастерства, однако их неотъемлемым признаком является в высшей степени романтическая мелодика, напоминающая произведения Шопена. Таррега также делал многочисленные аранжировки фортепианных сочинений, в первую очередь своего соотечественника Альбениса.

Ученик Тарреги Мигель Льобет (1878-1939) также активно занимался гитарными аранжировками самых разнообразных музыкальных произведений, начиная народной музыкой и заканчивая фортепианными концертами. Любопытно, что Льобет также перерабатывал для современной гитары сочинения, написанные для виуэлы, и его работы всегда вызывали огромный интерес как у исполнителей, так и у критиков.

На этом исторический обзор гитарного репертуара 18-19 веков закончен. В следующем уроке Вы познакомитесь с гитарным репертуаром 20 века и современности. Чтобы не пропустить уроки от Гитаршколы, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку.

  1. Евгений:

    Сегодня слушая игру на гитаре и не задумываешься что гитара не всегда была так популярна и у нее такая сложная история. Спасибо Торресу, благодаря которому мы имеем возможность наслаждаться этим инструментом.

  2. Сергей:

    Насколько я понял, гитара, как музыкальный инструмент, популярна уже очень давно. И до сегодняшнего дня интерес к ней не угасает.

  3. Александр:

    Я даже и не думал, что у гитары такая богатая история. Спасибо огромное таким композиторам как А.Торрес, Ф. Таррега за то, что смогли создать ее, и донести до сегодняшнего дня.

  4. Вероника:

    Очень интересная и запоминающая статья о гитаре, читала с большим восторгом. Мауро Джулиани действительно был очень талантливым и известным итальянским композитором.

  5. Аленушка:

    Да, действительно, спасибо Антонио Торресу за усовершенствование инструмента. А вот представляете, если б он не довел гитару до совершенства и ее действительно не приняли бы… Возможно, нам бы теперь не довелось ее слушать.

  6. Norma-N-greeN:

    Да, Алёнушка, было бы интересно посмотреть на усовершенствование. Но, знаете ли, мне кажется, что усовершенствование музыкальных инструментов идет в духе времени. Вот даже в кнтексте выплыла статья » Эволюция гитарного исполнительского мышления «, где корни гитары уходят в первобытный строй. Так что совершенство не имеет границ и в дальнейшем мир не только гитары, а и других инструментов потерпят изменения. Может и наши потомки будут с удивлением смотреть на старую добрую акустику. Кто знает…?

  7. Iksu:

    Благодарю за урок. Я всегда думала, что гитара — это современный инструмент, а оказывается она имеет такую древнюю историю. После этого урока скачала и послушала произведения композитора Таррега, они восхитительны!

  8. Ксения:

    Вы знаете мой сын увлёкся, не на шутку, игрой на шестиструнной гитаре. для того, что бы его поддержать перекопала массу информации, ну чтобы быть в теме, и вот попался мне ваш сайт. До прочтения Вашех статей я дейсвительно была делитантом. Например впервые узнала , что Паганини владел не только скриспокой но и гитарой в совершенстве и даже писал для неё Хочу Вам сделать комплимент — Вы просто супер.

  9. ЛЕНА:

    Всегда нравилась живая музыка , в смысле игра на гитаре. Брат всегда делал сюрпризы и исполнял новые песни от которых просто жить начинаешь по новому, мыслить. Ту музыку от которой мурашки ко коже. Но я никогда не знала что существует такая огромная и очень интересная история гитары. Было очень интересно узнать о древности такого инструмента!!) Спасибо большое за статью , и не только эту, а все которые находятся на этом сайте!

  10. Вика:

    Прочитав статью, понимаешь, что гитара является одним из старейших инструментов, и по моему мнению нет равнодушных к игре на гитаре. Мне только интересно, играть на гитаре, это в прошлом была привилегией дворян или крестьян.

  11. дима:

    Классная статья: познавательная,легко читаемая.Так как я сам новечёк мне очень интересно было узнать что нибудь новенькое о гитаре.Прочитав эту историю я начал больше слушать гитарную музыку.

  12. Иванна:

    Вообще-то я знаю, что гитара была всегда популярна у цыган, испанцев и итальянцев. А сейчас без нее ни один рок концерт не обходится.

  13. Жанна:

    История развития гитарного репертуара, конечно, интересна, но хотелось бы послушать гитарную музыку того времени.

  14. Мария:

    Почему-то ссылка на репертуар 15-16 вв. работает на 19-20 вв. А я как-то поздно присоединилась, очень интересно было бы почитать начало обзора. Нельзя ли как-нибудь починить ссылку или восстановить материал?

    • Спасибо за замечание, стоял ошибочный редирект на 19-20 века. Ссылку поправил, если ошибка не пропала, почистите кэш браузера.

      Статья про 15-16 века находится по адресу https://gitarshkola.ru/gitarnyj-repertuar/ , проследите, чтобы этот адрес не изменился в адресной строке при переходе по нему.

      • Мария:

        Большое спасибо, работает! :)

  15. Вахит:

    Спасибо, что объединяете историческую гитару с вечным… Пользуясь возможностью хочу спросить, если кто знает название гитарной композиции,звучавшую в репортажах Кинотавра-Виктора Мережко, как фоновую,где вступление только басовые струны, в стиле Марокко. Она ещё звучала по Радио-Классик в 2005-2006гг на станции 100.90fm, до перемещения в Интернет. Также её крутили в рекламах всяческих Ванн-массажеров в ТВ-6.Не зная названия этой гитарной композиции, не реально найти ноты. Мой номер 8 967 256 0010 Вахит, спасибо…

Добавить комментарий