Здравствуйте уважаемые читатели Гитаршколы. На прошлом уроке я рассказывал о том, какое же место получила гитара в рок-музыке. Сегодня мы проведём последний урок из цикла — «Эволюция гитарного исполнительского мышления«. На эту тему размышлять можно бесконечно долго и подходить с разной стороны. Поэтому я не вдаюсь в глубокие подробности, а просто констатирую некоторые факты. Ну что ж, продолжим…
В 50-е годы гитарист-новатор Д. Уэбстер начал использовать в игре необычный приём, который назвал — toush system (игра двумя руками на грифе гитары). По всей вероятности, большинство гитаристов того времени отнеслись к новой форме звукоизвлечения как к «цирковым трюкам», как к технике не имеющей будущего.
Косвенным доказательством этому может послужить тот факт, что в гитарной литературе имя этого музыканта можно встретить крайне редко. Лишь гитаристы более поздних направлений, начиная с легендарного Дж. Хенрикса, стали использовать некоторые элементы двуручного звукоизвлечения в своих соло.
Потребовалось около 30 лет развития гитарной общественной мысли, прежде чем появился уникальный гитарист — С. Джордан — музыкант, раскрывший огромный потенциал новой системы игры. Многие гитаристы, слушая сольные произведения в исполнении С. Джордана, не могли просто поверить, что это всё играет один человек, на обычной электрогитаре, без каких либо технических студийных хитростей. Именно этот гитарист, обладая высочайшим профессиональным уровнем, сумел превратить технические «цирковые трюки» в подлинное музыкальное искусство.
Другой гитарист — Э. Чапмен, изучая новый способ звукоизвлечения, пришёл к выводу, что для достижения ещё больших исполнительских возможностей, необходимо изменение самой конструкции гитары. В результате длительных поисков и экспериментов, он создал фактически новый струнный музыкальный инструмент — Stick. (Освоив «фортепианную» технику эвукоизвлечения на электрогитаре вы сможете играть и на стике, изучив некоторые особенности нового инструмента.)
В СССР первым гитаристом, использующий новый способ игры, по праву считается В. Ткаченко (г. Минск). Этот выдающийся музыкант и педагог сделал большой вклад в развитии отечественной «фортепианной» гитарной школы. Большого мастерства в технике двухпальцевого тэпинга достигли такие гитаристы как Э. Измайлов, В. Ковалёв, А. Скрябин.
В настоящее время «фортепианная» техника прочно вошла в общий арсенал способов игры на гитаре (даже бас гитары). К трём основным способам звукоизвлечения (классическому — щипком, народному — расгеадо и медиаторному — джаз, рок-школы) добавился качественно новый — «фортепианный» способ извлечения звука.
На классической гитаре использование легатной двуручной техники было неэффективно вследствие, во-первых, очень слабой громкости звукоизвлечения и, во-вторых, возникающих призвуков, которые происходят при ударах пальцев от звучания части струны от прижатого лада до верхнего порожка.
Поэтому только появление и дальнейшее усовершенствование конструкции электрогитары создали условия, при которых стало возможным применение «фортепианной» техники. Как вы понимаете, громкость звучания электрогитары зависит от мощности усилителя, а так как звукосниматель улавливает преимущественно часть струны до нижнего порожка, то практически исчезают призвуки.
Таким образом можно сделать вывод, что основными факторами, повлиявшими на рождение «фортепианной» техники можно считать -возросший общий исполнительский уровень музыкантов и научно-технический прогресс в области производства гитар и электроники, начиная с конца 40-х годов.
Если провести аналогию с развитием клавишных инструментов, то на первых гидравлических органах, (первые органы появились ещё во II веке до н. э ), звук извлекали нажатием на тяжёлые, громозкие клавиши всей рукой. Только спустя столетия, путём, усовершенствования механики инструментов, появилась такая клавиатура, на которой стало возможно играть пальцами.
Таким образом, исполнительско-техническая система возникает в определённых материальных условиях и отражает научно-экономический уровень своего времени. Электрогитара- инструмент XX века, на котором стало возможно играть двумя руками, извлекая звук на грифе гитары; новый инструмент породил новое качество исполнительской формы.
Если подвести итог краткому анализу процесса развития гитарных исполнительских форм, можно с уверенностью говорить, что будущее гитары находится в соединении всех существующих гитарных школ, в том числе и «фортепианной» техники. Только исследуя весь накопленный опыт гитарной мысли, используя весь спектр гитарного языка, грамотно применяя электронное оборудование, можно создать гитарную музыку будущего.
Гитарист, стремящийся к профессионализму, должен владеть основными техническими приёмами разных гитарных школ для создания современных композиций, новой гитарной лексики. Данный раздел Гитаршколы поможет Вам овладеть самой прогрессивной техникой игры на гитаре, которая даёт музыканту необозримые горизонты для творчества.
«Фортепианная» техника игры на гитаре выглядит и звучит довольно интересно. Но для меня пока что эта техника слишком сложная, чтобы я сам так играл.
Даже представить не мог, что на гитаре можно играть, как на фортепиано. Хотелось бы еще видео примере увидеть.