Дабл- и трипл-стопы характерны для блюза, рок-н-ролла и кантри на гитаре. Они позволяют разнообразить гармонию и звучание фраз из одиночных нот. Но сегодня мы посмотрим, какое влияние они оказывают на музыку в стилях фанк, R&B, соул и госпел. Эти небольшие группки нот часто дают эффект духовых инструментов. Имейте это в виду при изучении фраз сегодняшнего урока и сочинении собственных. Большая часть примеров урока исполняется техникой гибридного звукоизвлечения.
Пример 1 – хорошая разминка. Это мажорная пентатоническая гамма D (D–E–F#–A–B) на две октавы, гармонизованная квартами. (Пентатоника D является верхней линией, а гармония на кварту ниже добавляет еще одну ноту, не входящую в нее. Сможете определить, что это за нота? Подсказка: она скрывается под F# и входит в гамму D мажор.)
Практически все дабл-стопы, кроме слайдов во втором такте, можно играть первым или вторым пальцами. Подобная идея игры пентатоники квартами встречается в современной гитарной музыке в стиле нео-соул довольно часто.
Не выходя за рамки тональности D мажор, комбинируем дабл-стопы квартами с терциями, чтобы получить трипл-стопы (см. Пример 2). Подобное гармоническое движение придает эффект олдскульного госпела. Для достижения еще большей оригинальности звучания обращайте внимание на слайды. Важно, чтобы они не выбивались из ритма.
Пример 3 – это комбинация Примеров 1 и 2 с добавлением приема глушения ладонью (правой руки). Это придает дабл-стопам эффект, характерный для хип-хопа и R&B. Играйте 32-е ноты чисто и четко. Последняя группа трипл-стопов представляет собой гитарный ход, часто встречающийся в госпеле и отлично подходящий к прогрессии I-IV–IIIm–IIm–I.
Пример 4 – мажорные и минорные аппликатуры для латиноамериканской музыки с налетом классики. Здесь очень важно играть именно в технике гибридного звукоизвлечения. Кроме того, это поможет во втором такте при игре на шестой и четвертой струнах. Можете поэкспериментировать с динамикой, попробовав сначала сыграть медиатором и пальцами, а потом только пальцами.
Благодаря секстам слайдами, Пример 5 очень напоминает кантри. Здесь применяются некоторые приемы игры на гитаре в квартетах, исполняющих госпел. Это наглядный пример схожести кантри и госпела. Единственная разница – грув! Средний темп придает этой фразе живости. Можете также попробовать сыграть ее в ритме быстрого шаффла.
А теперь давайте разберем несколько трипл-стопов на фоне грува в стиле Масео Паркера (Maceo Parker) (см. Пример 6). В первом такте зажимаем баррэ первым пальцем на четвертой и второй струнах, а третьим пальцем – ноты на третьей струне. Так вы можете исполнить трезвучие D на седьмом ладу, освободив второй и третий пальцы для нот F и F# на пятой струне. Во втором такте играем трипл-стопы в технике гибридного звукоизвлечения, извлекая медиатором ноту D на первой струне. Это несложно. Важно только полностью зажать аккорд D6 на четырех верхних струнах. Третьим, вторым и четвертым пальцами зажимаем слайдовые трипл-стопы, а первый палец готовим для высокой ноты D.
Пример 7 предполагает несколько уже известных нам фанковых аппликатур на верхних струнах. Лучше всего исполнять их медиатором даунстроками. В сочетании с приемом глушения ладонью правой руки это придаст ощущение стаккато. Дабл-стопы, предваряющие третью долю первого такта, исполняем зажатием баррэ первым пальцем на восьмом ладу, начиная с пятой струны. Так вы освободите третий и четвертый пальцы для остальных фигур. Во втором такте придерживайтесь того же подхода.
Пример 8 не так уж и прост, но и не очень сложен. Фраза начинается со вступления в стиле кантри/госпел, с которым мы уже сталкивались сегодня. Подобные фразы можно услышать в гитарной партии к “Hang Up Your Hang Ups” Херби Хэнкока (Herbie Hancock), мастерски сыгранной королем фанк-гитары Вау Вау Ватсоном (Wah Wah Watson). Также она встречается в “I’ll Take Jesus” от The Soul Seekers (с Джоном Смитом (John “Jubu” Smith) и Чарли Берилом (Charlie Bereal) на гитаре). Такты 3 и 4 определенно требуют гибридной техники звукоизвлечения. Это позволит играть четко и ритмически точно. Старайтесь играть подальше от звукоснимателей — примерно так, как делает Эрик Джонсон (Eric Johnson) — это придаст каждой группе нот чистоты.
Отлично! Надеюсь, фразы сегодняшнего урока вдохновят вас на дальнейшие эксперименты с грувом!
Пятый пример отлично звучит. Что-то подобное недавно видел в инстаграмме, там девушка играла блюз на полуакустике.