В свои 33 года Гэри Кларк младший (Gary Clark Jr.) уже стоял на одной сцене с такими гигантами блюза, как Би Би Кинг (B.B King), Бадди Гай (Buddy Guy) и Эрик Клэптон (Eric Clapton) — и каждого из них можно назвать его поклонником. Гэри родом из города Остин, штат Техас. Он играет ненавязчиво, но уверенно, и в музыке находят отражение его душевные переживания, а также чувство стиля и настойчивость. Его творчество представляет собой смесь блюза, рока, соула, госпела, хип-хопа и R&B. Несмотря на кажущееся многообразие, все это объединяется вот чем: композиции Гэри Кларка мл. отличаются захватывающим грувом, служащим отличным фоном для его неповторимых блюзовых фраз. Сегодня мы подробнее поговорим о его риффах и фразах, а также посмотрим, что для него самого является источником вдохновения.
Риффы и фразы Гэри Кларка мл.
Начнем с примера риффов, базирующихся на груве. Во-первых, низкий и довольно «размытый» грув в Е миноре (Пример 1). Чтобы сделать фразу яркой, давайте струнам на второй доле звучать. В комбинации с плотным битом они создадут тот самый сносящий крышу эффект, который так хорошо удается Гэри. Его риффы обычно довольно просты, но он делает их интереснее, не теряя при этом важного фактора грува. Включение ноны (F#) в четвертый такт добавляет гармонического разнообразия и возвращает рифф к началу.
Пример 2 контрастирует с более открытым и воздушным ритмом предыдущего примера. Здесь мы работаем с краткими, приглушенными пауэр-аккордами, опираясь при этом на плотный грув на сильных долях, что поддерживает рифф. Тональность риффа – А минор, но во втором такте добавляется секста (F#).
Гэри прекрасно знает, что основной составляющей блюз-гитары является душевность фразировки. В Примере 3 применяется техника, создающая эффект тягучести и добавляющая фразе ощущение «вопроса и ответа». Повторяющаяся фраза основана на пентатонической гамме Е минор (E–G–A–B–D) и имеет разные окончания. Этот подход точно не оставит слушателя равнодушным, и Гэри пользуется им очень часто.
Гэри – мастер работы с битом. Он то намеренно отстает от него, то, наоборот, подгоняет. В Примере 4 мы остаемся в минорной пентатонике Е. Здесь видно, как можно обыгрывать ритмические вариации, играя в одной позиции на грифе, прежде чем привести фразу к разрешению. Музыкант часто растягивает подобные рисунки на несколько тактов, делая это легко и непринужденно.
Время от времени Гэри добавляет в пентатоническую гамму одну ноту, что придает ей необычный оттенок и делает фразы разнообразнее. В Примере 5 мы имеем дело с тональностью В минор. Она открывается классическим блюзовым ходом, за которым следует медленный бенд и его отпускание от ноны к малой терции и обратно. В третьем такте мы вновь подчеркиваем нону перед тем, как завершить фразу отпусканием бенда на четвертой струне и слайдом вверх к квинте (F#).
В дополнение к риффам с открытыми струнами Гэри вставляет ноты на открытых струнах также и в свои соло – своего рода дань уважения Дельта-блюзу. В Примере 6 открытые струны сочетаются с бендами и слайдами, что делает эту технику еще более замысловатой. Обратите внимание на то, как Гэри зажимает ноты на второй и третьей струнах, используя при этом открытые струны для создания эффекта фона.
Пример 7 – иллюстрация отличной артикуляции Гэри, а в особенности того, как он применяет скоростные хаммер-оны для выделения определенных нот. При этом важно играть все хаммер-оны на одной скорости.
В Примере 8 явственно слышно влияние позднего Чака Берри (Chuck Berry). Что-то подобное Гэри мог бы сыграть в композиции “Travis County”. На фоне рок-н-ролл-блюза в С здесь можно услышать классические бенды в духе Чака и дабл-стопы слайдами в стиле Джерри Рида (Jerry Reed).
Влияния Альберта Кинга (Albert King) и Стиви Рэя Вона (Stevie Ray Vaughan) часто прослеживаются в импровизациях Гэри. Пример 9 начинается с минорной пентатоники, напоминающей то, что время от времени играл СРВ. За ней следуют бенды, явно заимствованные у Альберта Кинга.
Очень важный элемент стиля Гэри – унисонные бенды. Он то и дело внедряет их в свою игру, варьируя их скорость, чтобы получить эффект диссонанса или интересное звучание, напоминающее хорус. В Примере 10 присутствует и то, и другое. Первый бенд можно тянуть медленно, а последние два лучше играть быстрее. Добавьте фузз и немного вибрато, и все получится!
Нет звука
Проверил все примеры — все треки работают. Проверьте звуковые настройки на своем оборудовании.
Спасибо! Спасибо за ваши уроки и предоставляемые материалы.
Выражаю глубокую благодарность создателям сайта и преподавателям за их труд,
за их отношение к своему делу.
С уважением Долгов А.И.