Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. В прошлом уроке мы с Вами начали знакомиться с гитарным репертуаром 15-16 веков. Сегодняшняя часть обзора будет посвящена гитарному репертуару 18-19 веков.
Уже в самом начале классического периода гитара претерпела новые изменения. К пяти существовавшим рядам добавился еще один, басовый, а вскоре после этого каждый ряд был заменен одной струной, которых, как на современной гитаре, стало шесть. Хотя новый инструмент часто все еще продолжали называть испанской гитарой, он уже превратился в гитару классическую, и чистота и чувственность ее звучания идеально соответствовали новому музыкальному языку, выработанному и отточенному Гайдном (1732-1809) и Моцартом (1756-1791).
Наиболее выдающимися композиторами того времени, сочинявшими для гитары, были каталонец Фернандо Сор (1778-1839), испанец Дионисио Агуадо (1784-1849) и итальянец Мауро Джулиани (1781-1828). Перу Сора принадлежит огромное количество произведений для гитары: и самостоятельные сочинения, такие как «Соната в ре-мажор, опус 14», и многочисленные «Вариации», наиболее известной из которых является «Вариации на тему Моцарта».
Кроме того, Сор написал множество этюдов, охватывающих самые разные аспекты исполнительской техники, а также несколько песен под аккомпанемент гитары. Агуадо известность принесла его феноменальная техника, и его этюды считаются бесценными упражнениями для развития абсолютного владения инструментом.
Джулиани был автором не только сольных произведений, но и концертов для гитары, которые являются ярким примером выверенного баланса между мелодическим и техническим аспектами инструмента.
Еще одним известным композитором того периода был Каркасси, этюды которого сами по себе стали полноценными составляющими концертного гитарного репертуара.
В первой половине XIX века гитара стала, главным образом, салонным музыкальным инструментом. Конструктивные нововведения позволили усилить громкость звучания фортепиано и скрипки, а это наряду с расширением средств музыкального выражения привлекло к этим инструментам подавляющее большинство композиторов эпохи романтизма, включая Листа (1811-1886) и Паганини (1782-1840), хотя последний написал несколько сочинений для гитары и, несомненно, владел инструментом профессионально.
Кроме того, развитие оперного искусства Вагнером (1813-1883) перенесло фокус общественного внимания на крупномасштабные музыкальные мероприятия. Лишь после очередных физических изменений гитара начала постепенно возвращать утраченную было любовь публики.
Гитарный мастер Антонио Торрес (1817-1892) изменил инструмент кардинальным образом, разработав специальную систему распорок для усиления деки (резонирующей передней панели гитары), что привело к значительному увеличению громкости и тональной глубины ее звучания.
Теплый и мягкий звук, издаваемый теперь дискантовыми струнами, позволил существенно расширить мелодические возможности инструмента.
Гитарист и композитор Франсиско Таррега (1852-1909) стал изобретателем новой техники игры на гитаре, дававшей возможность в полной мере использовать потенциал нового инструмента Торреса, и эта техника является основой современных применяемых нами техник.
В качестве композитора Таррега написал множество произведений, ставших классикой гитарного репертуара. Наиболее известным из них, пожалуй, является этюд тремоло «Recuerdos De La Alhambra» («Воспоминания об Альгамбре»). Запись именно этой пьесы в исполнении Андреса Сеговии произвела настолько глубокое впечатление на Джулиана Брима, что он решил стать гитаристом.
В этюдах, сонатах и других сочинениях Тарреги главное место часто занимают технические аспекты исполнительского мастерства, однако их неотъемлемым признаком является в высшей степени романтическая мелодика, напоминающая произведения Шопена. Таррега также делал многочисленные аранжировки фортепианных сочинений, в первую очередь своего соотечественника Альбениса.
Ученик Тарреги Мигель Льобет (1878-1939) также активно занимался гитарными аранжировками самых разнообразных музыкальных произведений, начиная народной музыкой и заканчивая фортепианными концертами. Любопытно, что Льобет также перерабатывал для современной гитары сочинения, написанные для виуэлы, и его работы всегда вызывали огромный интерес как у исполнителей, так и у критиков.
На этом исторический обзор гитарного репертуара 18-19 веков закончен. В следующем уроке Вы познакомитесь с гитарным репертуаром 20 века и современности. Чтобы не пропустить уроки от Гитаршколы, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку.
Сегодня слушая игру на гитаре и не задумываешься что гитара не всегда была так популярна и у нее такая сложная история. Спасибо Торресу, благодаря которому мы имеем возможность наслаждаться этим инструментом.
Насколько я понял, гитара, как музыкальный инструмент, популярна уже очень давно. И до сегодняшнего дня интерес к ней не угасает.
Я даже и не думал, что у гитары такая богатая история. Спасибо огромное таким композиторам как А.Торрес, Ф. Таррега за то, что смогли создать ее, и донести до сегодняшнего дня.
Очень интересная и запоминающая статья о гитаре, читала с большим восторгом. Мауро Джулиани действительно был очень талантливым и известным итальянским композитором.
Да, действительно, спасибо Антонио Торресу за усовершенствование инструмента. А вот представляете, если б он не довел гитару до совершенства и ее действительно не приняли бы… Возможно, нам бы теперь не довелось ее слушать.
Да, Алёнушка, было бы интересно посмотреть на усовершенствование. Но, знаете ли, мне кажется, что усовершенствование музыкальных инструментов идет в духе времени. Вот даже в кнтексте выплыла статья » Эволюция гитарного исполнительского мышления «, где корни гитары уходят в первобытный строй. Так что совершенство не имеет границ и в дальнейшем мир не только гитары, а и других инструментов потерпят изменения. Может и наши потомки будут с удивлением смотреть на старую добрую акустику. Кто знает…?
Благодарю за урок. Я всегда думала, что гитара — это современный инструмент, а оказывается она имеет такую древнюю историю. После этого урока скачала и послушала произведения композитора Таррега, они восхитительны!
Вы знаете мой сын увлёкся, не на шутку, игрой на шестиструнной гитаре. для того, что бы его поддержать перекопала массу информации, ну чтобы быть в теме, и вот попался мне ваш сайт. До прочтения Вашех статей я дейсвительно была делитантом. Например впервые узнала , что Паганини владел не только скриспокой но и гитарой в совершенстве и даже писал для неё Хочу Вам сделать комплимент — Вы просто супер.
Всегда нравилась живая музыка , в смысле игра на гитаре. Брат всегда делал сюрпризы и исполнял новые песни от которых просто жить начинаешь по новому, мыслить. Ту музыку от которой мурашки ко коже. Но я никогда не знала что существует такая огромная и очень интересная история гитары. Было очень интересно узнать о древности такого инструмента!!) Спасибо большое за статью , и не только эту, а все которые находятся на этом сайте!
Прочитав статью, понимаешь, что гитара является одним из старейших инструментов, и по моему мнению нет равнодушных к игре на гитаре. Мне только интересно, играть на гитаре, это в прошлом была привилегией дворян или крестьян.
Классная статья: познавательная,легко читаемая.Так как я сам новечёк мне очень интересно было узнать что нибудь новенькое о гитаре.Прочитав эту историю я начал больше слушать гитарную музыку.
Вообще-то я знаю, что гитара была всегда популярна у цыган, испанцев и итальянцев. А сейчас без нее ни один рок концерт не обходится.
История развития гитарного репертуара, конечно, интересна, но хотелось бы послушать гитарную музыку того времени.
Почему-то ссылка на репертуар 15-16 вв. работает на 19-20 вв. А я как-то поздно присоединилась, очень интересно было бы почитать начало обзора. Нельзя ли как-нибудь починить ссылку или восстановить материал?
Спасибо за замечание, стоял ошибочный редирект на 19-20 века. Ссылку поправил, если ошибка не пропала, почистите кэш браузера.
Статья про 15-16 века находится по адресу https://gitarshkola.ru/gitarnyj-repertuar/ , проследите, чтобы этот адрес не изменился в адресной строке при переходе по нему.
Большое спасибо, работает! :)
Спасибо, что объединяете историческую гитару с вечным… Пользуясь возможностью хочу спросить, если кто знает название гитарной композиции,звучавшую в репортажах Кинотавра-Виктора Мережко, как фоновую,где вступление только басовые струны, в стиле Марокко. Она ещё звучала по Радио-Классик в 2005-2006гг на станции 100.90fm, до перемещения в Интернет. Также её крутили в рекламах всяческих Ванн-массажеров в ТВ-6.Не зная названия этой гитарной композиции, не реально найти ноты. Мой номер 8 967 256 0010 Вахит, спасибо…