В прошлом уроке мы рассмотрели 5 аккордовых аппликатур Аллана Холдсворта. В этом уроке разберем 9 упражнений с этими аппликатурами.

Пример 6 – это этюд в стиле многих композиций Холдсворта. Существуют комбинации закрытых аппликатур и drop-аппликатур, практически каждая из которых предполагает перемещение нот гаммы для создания более диссонантных вариантов. Холдсворт был приверженцем не только секунд, но и малых нон (см. такты 6, 7 и 9). И еще кое-что об аккордах Холдсворта: Обычно он играл аккорды пальцевым методом, а медиатор держал указательным пальцем правой руки. Из-за пропусков струн во многих аппликатурах играть такие аккорды медиаторным боем весьма проблематично, поэтому лучше выбрать пальцевый метод.

этюд в стиле композиций Холдсворта


Еще одна особенность музыки Холдсворта – его плавные сольные линии с хроматическими ходами и угловатыми интервалами. Не вдаваясь в технические детали, отметим, что легатный стиль Холдсворта требует игры легкими прикосновениями как левой, так и правой рук. Его фразы несут в себе мощную энергетику, но чтобы играть их быстро и проворно, нужно максимально расслаблять руки.

Следующие примеры покажут, как Холдсворт располагал гаммы на грифе. Многие гитаристы учат гаммы по схеме «три ноты на струну» и «четыре ноты на струну», чтобы разгадать загадку стиля Холдсворта, но гаммы, взятые в отдельности, не помогут понять его секрет. Холдсворт действительно нередко прибегал к широким растяжкам, но помимо этого он включал игру через струну и смену позиций для создания интересных фраз. Пример 7 основан на гамме G мажор (G–A–B–C–D–E–F#) и построен по схеме «три ноты на струну». Но вместо того, чтобы просто подниматься по гамме, некоторые струны пропускаются. Вы заметите, что ноты на второй струне в примере начинаются с D, а не с E, что было бы более предсказуемо для схемы «три ноты на струну». Это изменение необходимо для создания симметрии в рамках схемы 3-5-7 на шестой струне. Холдсворт часто пользовался преимуществами симметрии гитарного грифа. Сейчас мы познакомимся с другими примерами этому.

гамма G мажор с пропуском струн


Пример 8 содержит две фразы на основе минорной пентатоники А (A–C–D–E–G). Но в данном случае мы играем три ноты на каждой струне. В итоге получается, что на каждой струне мы получаем унисон – повторение. Холдсворт часто пользовался этим приемом, который напоминает игру на саксофоне. Саксофонисты Джон Колтрейн (John Coltrane) и Майкл Бреккер (Michael Brecker) часто прибегали к этому способу. Вторая фраза предполагает игру через струну по схеме «три ноты на струну» в рамках пентатоники. Унисонов здесь нет, но данную гамму тоже нельзя назвать полной. Прыжки через струну являются причиной того, что одна нота постоянно пропускается, что создает гораздо более широкие интервалы и ломает всю предсказуемость игры по стандартной гамме.

Гаммы Аллана Холдсворта


В Примере 9 идея широких растяжек и игры через струну применяется к уменьшенной гамме D из целых тонов и полутонов (D–Eb–F–F#–G#–A–B–C). Начинаем с ноты D, выпуская несколько нот для передачи ощущения симметрии. Эта схема дает гораздо более интересное звучание, чем простая игра гаммы. Благодаря симметрии уменьшенной гаммы, фразу можно перемещать вверх и вниз по грифу с интервалом в три лада. Пример игры этой фразы Холдсвортом – композиция Джо Хендерсона (Joe Henderson) “Isotope” с альбома 1996 года None Too Soon.

Широкие растяжки на гитаре


У многих гитаристов есть фразы-«любимчики», которые они время от времени вставляют в свою игру. Холдсворт – не исключение. Пример 10 – это то, что он часто играл в качестве перехода к новой фразе. Фраза состоит из восходящих чистых кварт с унисонными нотами на соседних струнах.

Любимая гитарная фраза Аллана Холдсворта


Мажорная пентатоника G (G–A–B–D–E) довольно проста даже для новичков, но Холдсворт создал более линейную аппликатуру для Примера 11. Обратите внимание на то, на какие ноты играются слайды, чтобы не запутаться в пальцах при смещении фразы вверх по грифу.

Мажорная гамма со слайдами


Пример 12 – это еще одна фраза, которой Холдсворт часто пользовался. Обычно он играл ее на фоне аккорда Cm или Fm. Она является диатонической к гамме C минор или F минор, но также содержит и хроматические ноты.

Интересные гитарные фразы


В Примере 13 легко заметить симметрию. Это хроматическая фраза, и ее нельзя отнести к какой-либо тональности или гамме. Ее можно использовать для создания напряжения на фоне гармонии композиции. За ней должно следовать разрешение в тональность. Фразы Холдсворта часто отходят от тональности композиции для создания напряжения, но всегда возвращаются обратно в тональность в начале тактов или на переходе к новому аккорду.

симметричные фразы на гитаре


Что касается разрешений – всегда тренируйте фразы с разрешениями. Одна из особенностей игры Холдсворта заключается в том, что его фразы всегда привязаны к аккордовым сменам композиции. Неважно, насколько сильно соло отходит от аккордов, оно всегда возвращается к логической ноте на смене гармонии. Если вы будете тренировать эти фразы в отдельности (особенно те, что основаны на определенных схемах на грифе), вы не сможете впоследствии вставлять их в музыкальный контекст. Всегда играйте завершающую логическую ноту в конце любой фразы.

Пример 14 – это сольный этюд, написанный на основе предыдущего аккордового этюда (Пример 5). Он включает несколько приемов, о которых мы говорили выше: игра через струну, унисоны, пентатоника по схеме «три ноты на струну», последовательности в рамках уменьшенных гамм и фразы со смещениями вверх и вниз на одну струну.

Соло Аллана Холдсворта на гитаре. Ноты и табулатура

Стиль игры Аллана Холдсворта оказал огромное влияние на музыкальный мир. Его язык сложно расшифровать, но со временем можно научиться пользоваться его прорывными идеями в собственном творчестве.

  1. Георгий:

    Это абсолютное новатрство ,использовать новые приемы и уложить их в джазовую концепцию это создание собственного стиля Брависсимо Холдсворт ,преклоняюсь !

Добавить комментарий