Аллан Холдсворт (Allan Holdsworth) – обладатель одного из самых необычных гитарных «голосов». Многие музыканты пытаются подражать его музыкальному стилю, но им удается раскрыть далеко не все секреты его игры. О легатной технике, скорости и звучании Холдсворта написано немало уроков электрогитары, и многие гитаристы, особенно в стилях рок и метал, пользуются его наследием.

Но новаторство Холдсворта выходит далеко за рамки виртуозного владения гитарой. Его гармонии, аппликатуры и композиции, его уникальный подход к импровизации не так-то просто повторить. Скорость однонотных соло Холдсворта и плотность его аккордовой игры представляют сложность для любого подражающего. Кроме того, существует очень мало транскрипций его музыки, а из существующих очень мало действительно качественных. Поэтому его музыка пока остается недосягаемой для большинства музыкантов. Сегодня мы поговорим об основных элементах гармонического и мелодического стиля Холдсворта и раскроем некоторые из его музыкальных концепций в этом уроке электрогитары.

Подробный анализ игры Холдсворта может занять несколько томов, поэтому примеры этого урока – всего лишь капля в море его музыкального арсенала. О легатной технике Холдсворта говорили многие, поэтому давайте лучше посмотрим на то, что именно он играл в своей экстраординарной технике. Сначала об аккордовых аппликатурах.

Аккордовые аппликатуры Аллана Холдсворта

Большинство аккордов Холдсворта – это четырехнотные аккорды по схеме «drop». Этот вариант довольно популярен не только для гитары, но и для клавишных, а также в качестве гармонии для духовых. Прежде чем начать, взгляните на закрытые аппликатуры в Примере 1. Говоря простым языком, закрытая аппликатура представляет собой ноты, расположенные так близко, как это возможно, в пределах одной октавы. Данная аппликатура Fmaj7 довольно проста, но большинство закрытых аппликатур предполагают хорошую растяжку, поэтому их очень сложно, а иногда и невозможно исполнять. Но есть исключения. И именно они были предметом «исследований» Холдсворта.

Урок электрогитары

Давайте создадим несколько drop-аппликатур на основе закрытой аппликатуры Fmaj7. Существует пять типов drop-аппликатур: drop 2, drop 3, drop 2+4, drop 2+3 и drop 3, double drop 2. Каждый из них назван по отличию от закрытой аппликатуры. Для создания аппликатуры типа drop 2 начнем с закрытой аппликатуры Fmaj7 и понизим вторую ноту сверху (С) на октаву (Пример 2). Квинта является самой низкой нотой, поэтому в итоге получается второе обращение аккорда Fmaj7.

Урок электрогитары на построение drop аккордов

Если мы хотим вернуться к основному виду аккорда, сохранив при этом интервалы аппликатуры drop 2, нам нужно перевернуть аппликатуру. Для этого переместите каждый тон к следующему аккордовому тону. В Примере 3 показан основной вид аккорда Fmaj7. Я переместил каждую ноту из Примера 2 дважды, чтобы получить основной вид аккорда. Опустите одну или несколько нот на октаву, затем переверните аккорд, если это необходимо, для получения других типов аккорда.

Переворачиваем аккорды на электрогитаре

В Примере 4 показаны остальные drop-аппликатуры для основного вида аккорда Fmaj7. Важный комментарий к последней аппликатуре (drop 3, double drop 2): это название подразумевает опускание третьей ноты сверху на октаву, а затем опускание второй ноты сверху на две октавы, то есть «double drop». Данный тип требует хорошей растяжки, но в то же время звучит очень интересно. Холдсворт очень любил его.
Аккорды для электрогитары с хорошей растяжкой

Еще один прием стиля Холдсворта – это смещение одной ноты септаккорда вниз или вверх в рамках тональности. В Примере 5 мы берем аккорд Fmaj7, превращаем его в Fmaj13, а затем в C/F. Такие аппликатуры часто содержат диссонантные секунды. Многим аппликатурам, получающимся в итоге, сложно дать названия, потому что в них присутствует не каждая нота обычного аккорда. Аккорд Fmaj9, строго говоря, является аккордом Fmaj9(без 3), но в данном случае проще взять стандартное название аккорда, лучше отражающее полную картину тональности.

диссонантные аккорды для электрогитары

В одном из следующих уроков электрогитары мы продолжим знакомиться со стилем Аллана Холдсворта уже на примере музыкальных зарисовок. Я выложу 9 примеров с табами, нотами и аудиоприложением, не пропустите.

  1. Андрей:

    «Важный комментарий к последней аппликатуре (drop 3, double drop 2): это название подразумевает опускание третьей ноты сверху на октаву, а затем опускание второй ноты сверху на две октавы» — Это из какого примера ноты опускать? Да и примеры не подписаны, хотя их немного, но всё же… Не проще ли указать ступень аккорда? И спасибо за статью!

  2. Мария:

    Аллан Холдсворт — один из любимейших моих музыкантов. Спасибо за подробный урок по его творчеству, интересно было читать.

Добавить комментарий