Джо Сатриани урок гитарыСегодня Джо Сатриани (Joe Satriani) поможет нам разобраться в теории лада.

Важным этапом моего музыкального развития было знакомство с понятием лада. Это позволило мне значительно расширить свои возможности и разобраться в том, как мелодические линии соотносятся с аккордовыми гармониями.

Под «ладом» понимается набор нот, основанный на определенной гамме. Например, гамма С мажор выглядит так: C D E F G A B. Этот ряд также известен под названием «С-ионийский лад».

Если мы возьмем те же ноты, начнем отсчет со второй ступени гаммы, ноты D, и закончим его нотой D на октаву выше, мы получим гамму, которая называется «D-дорийский лад» (D E F G A B C). (см. РИС. 1) Как мы видим (и слышим), оба лада (С-ионийский и D-дорийский) состоят из одних и тех же семи нот. Разница только в их расположении.

РИС. 1: Гамма С мажор (С-ионийский лад)

РИС. 2: Гамма С мажор с выделенным В-фригийским ладом

Гамма С мажор с выделенным В-фригийским ладом

Ту же концепцию ладовой относительности можно применить к каждой ступени гаммы С мажор: если мы начнем отсчет с третьей ступени гаммы, ноты Е, и дойдем таким образом до ноты Е октавой выше, мы получим Е-фригийский лад (E F G A B C).

Кроме того, на основе нот гаммы С мажор мы можем образовать следующие лады: F-лидийский (F G A B C D E), G-миксолидийский (G A B C D E F), А-эолийский (A B C D E F G) и В-локрийский лад (B C D E F G A). Эти семь ладов — ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский — по сути, представляют собой просто вариации «материнской» мажорной гаммы. Каждый из перечисленных ладов начинается с определенной ступени этой гаммы. Все вместе, они называются «основными ладами» (“fundamental modes”).

Для того, чтобы объяснить вам, что же такое основные лады, я не случайно выбрал именно гамму С мажор. В отличие от других гамм, С мажор не содержит бемолей и диезов, и в ней легче разобраться. Но нужно понимать, что тот же принцип ладовой относительности можно применять к любой другой гамме, например, к гамме G мажор (G A B C D E F#). От каждой ступени этой гаммы мы также сможем построить семь перечисленных нами ладов.

РИС. 3

а) В-фригийский лад в седьмой позиции

b) В-фригийский лад

В-фригийский лад в седьмой позиции

Представление о ладе, как о разновидности какой-либо мажорной гаммы очень удобно для обучения. Но полностью осознать концепцию ладов можно только при условии хорошего понимания интервальной структуры каждого лада.

Когда я учился на первом курсе музыкального колледжа, я брал уроки игры на фортепиано. И однажды, когда мы с моим преподавателем импровизировали, я сказал: «Это А-дорийский лад». Мой преподаватель ответил мне: «В принципе, это то же самое, что и G мажор». Но я не согласился с ним. Я заявил, что когда я играю в рамках А-дорийского лада, я выделяю ноты совсем по-другому, не так, как если бы я представлял, что играю в G мажоре.

а) триоли

b) квадриоли (шестнадцатые ноты)

квадриоли (шестнадцатые ноты)

Когда я начал изучать теорию семи основных ладов, меня поразила разница их интервальных структур и строения аккордов, которые можно образовать на их основе. Мне очень нравилось сравнивать их, играя их от одной и той же тоники (как параллельные лады, а не как относительные лады). Я обнаружил, что строение некоторых ладов практически идентично друг другу — отличие может заключаться всего в одном интервале.

Например, Е-фригийский (E F G A B C) и Е-эолийский (E F# G A B C D) лады. Первый лад образован от третьей ступени гаммы С мажор, а второй — от шестой ступени гаммы G мажор. Такое сравнение ладов помогло мне осознать разницу в их структуре и звучании.

с) квинтоли

d) секстоли

секстоли

Один из моих первых наставников, преподаватель музыкальной школы и очень разносторонний человек — он, кстати, учил и Стива Вая (Steve Vai) — однажды сказал мне так: «Не стоит слушать музыку так, чтобы видеть в ней теорию». Он считал, что изучение теории и гармонии не должно стать самоцелью. В первую очередь это нужно для того, чтобы открывать вам новые пути выражения собственных музыкальных идей.

Моя композиция «Time» (см. видео внизу) построена на основе В-фригийского лада (B C D E F# G A). На РИС. 2a и 2b видно, что этот лад строится от третьей ступени гаммы G мажор — ноты В. Эта нота играет роль тоники. На РИС. 3а изображен В-фригийский лад в седьмой позиции. Чтобы усвоить эту аппликатуру, сыграйте упражнение несколько раз вверх и вниз.

Упражнения на РИС. 3b-3e помогут вам запомнить звучание В-фригийского лада. Но прежде чем приступить к ним, запишите игру повторяющегося аккорда В5 боем. Пусть ваша запись длится 5-10 минут. Теперь попробуйте поиграть упражнения на фоне этой записи. Так звучание тоники В в качестве «минуса» для этих фригийских «мелодий» еще лучше отложится у вас в голове.

Совершенствуй свой навык игры на гитаре вместе с Гитаршколой! Подписывайся на ежедневную рассылку уроков и занимайся гитарой каждый день.

  1. Люк:

    Жалко нет аудиоприложения к этому уроку, хотелось бы послушать уроки Джо Сатриани

Добавить комментарий