Звучание, удобство, баланс, громкость, звукопередача, сустейн и цена являются наиболее важными факторами при выборе нового инструмента.
Выбор гитары, удовлетворяющей вашим нуждам и желаниям, является серьезным и одновременно увлекательным занятием. Хотя цены на гитары ручной работы могут показаться высокими, гитаристы, в основном, переносят это легко, по сравнению с другими инструменталистами. Например, некоторые из наиболее выдающихся гитар стоят от 4 до 7 тысяч долларов, в то время как концертная виолончель или скрипка средней руки может обойтись покупателю в 60 тысяч, при этом экземпляры качеством получше будут стоить значительно дороже.
Когда вы примите во внимание время, которое уходит на изготовление инструмента, то увидите, что бирка с казалось бы высокой ценой, возможно, не обеспечит изготовителю и минимального заработка, ведь кроме всего прочего, он тратит время и деньги на поиск и покупку материалов. Подобно музыкантам, гитарные мастера делают свое дело только из любви к своей работе.
«Запаситесь терпением»- первое, что сказал Дэвид Таненбаум, когда я спросил его о критериях при покупке классической гитары. Прежде чем принять решение, поиграйте на возможно большем количестве инструментов. Здесь не пригодится заранее составленное мнение о том, какая гитара подойдет, а какая нет. Вы должны быть открыты по отношению к возможностям каждого инструмента. Он считает, что ни одна гитара не обладает всеми ожидаемыми качествами, поэтому вам необходимо найти ту комбинацию, которая удовлетворит вас в большей степени.
Таненбауму нравится его инструмент, не обладающий яркой индивидуальностью, а имеющий нейтральное звучание. Некоторые гитары в этом плане не достаточно гибки и не обладают разнообразием в окраске звука. Его инструмент, изготовленный Джоном Гилбертом, позволяет ему добиваться желаемого звучания и вполне годится для исполнения широкого спектра произведений — от барокко до современного репертуара.
Дэвид Старобин восхищается своей копией старого инструмента, которую сделал для него английский мастер Гарри Саутвелл. Основой для нее послужила модель немецкого мастера 19-го века Йоханна Георга Стауффера, сделанная для итальянского гитариста и композитора Луиджи Леньяни. Старобин считает, что такой инструмент облегчает исполнение музыки 19-го века, которая была написана для маленькой гитары.
По его словам, на некоторых современных инструментах трудно играть, поэтому вам следует искать гитару, соответствующую размеру ваших рук. Здесь существенную роль играет длина мензуры: если гриф слишком длинный по отношению к величине ваших рук, то растяжки в левой руке потребуют значительно больших усилий.
Когда Шарон Исбин было 9 лет, итальянский гитарный мастер, прежде чем делать для нее инструмент, измерил ее руку. Она твердо знала, что гитара должна быть комфортной. Убедитесь в том, что струны стоят на правильной высоте, так, что их не трудно прижимать к грифу. Она также советует, чтобы ваш преподаватель помог выбрать гитару с наилучшим звучанием. Красивый звук и богатство его окраски очень важны для Шарон, вот почему она предпочла гитару, сделанную Томасом Хамфри.
Для Скотта Тенанта большое значение имеет баланс звука. Он рекомендует проверять все струны, чтобы убедиться в том, что ни одна из них не выделяется по громкости. Четвертая струна обычно звучит сильнее третьей из-за разницы материалов, используемых при их изготовлении. В этом случае, Скотт предпочитает инструмент с более громкой третьей струной. Для того, чтобы определить сбалансированны ли ноты, он советует играть аккорды по всему грифу, особенно в верхних позициях.
Скотт также отмечает важность реакции на движение правой руки: когда вы берете струну, гитара должна отвечать мгновенно. Он говорит, что на его гитаре, изготовленной Полем Якобсоном, легкость игры обеспечивается формой грифа. Правильная мензура очень важна для всех музыкантов, да и гитарный гриф сам по себе должен быть прямой. Мензуру легко проверить, взяв флажолет на 12-м ладу. При этом он должен соответствовать ноте, взятой на 12 ладу обычным способом.
Для Мануэля Барруэко главное — это звукопередача. Кроме того, он хочет, чтобы каждая нота сопровождалась всем спектром обертонов, и он также предпочитает сбалансированный звук. Если в гитаре слишком выделяются либо басы, либо верха, гитаристу в конце концов надоест это звучание. Мануэль добавляет, что ему нравится чувствовать, как вибрирует инструмент во время игры.
Фредерику Хэнду, играющему на гитаре Джона Гилберта, также нравится ощущать вибрацию инструмента. Поскольку инструмент звучит иначе, когда вы смотрите на него со стороны, он рекомендует вам попросить кого-нибудь поиграть на этой гитаре, чтобы вы могли оценить ее со всех сторон. «Вся моя жизнь — это первая струна»,-говорит Фред, имея ввиду свою склонность к игре на первой струне, особенно в верхнем регистре.
Нужно убедиться, что у инструмента нет лишних призвуков на ладах. Эти призвуки могут особенно мешать при записи, когда каждый недостаток имеет тенденцию к усилению. Когда вы записываетесь, важными факторами являются равномерность звука и уровень призвуков, а звукопередача и громкость имеют меньшее значение, т.к. микрофон можно расположить ближе к гитаре. Фред добавляет, что многие музыканты хотят, чтобы инструмент не просто хорошо звучал, но и имел эффектный внешний вид.
Том Паттерсон считает, что нужно принять во внимание и возможность перепродажи инструмента. Гитары мастеров, пользующихся хорошей репутацией, можно легко продать, если вы почувствуете, что инструмент вас не устраивает. Помните, что малоизвестные изготовители часто запрашивают столь же высокую цену, как и признанные мастера. Том предлагает изготовителям, поддерживающим высокую цену, помогать клиентам в перепродаже инструмента, если последний в какой-то момент перестал их устраивать.
Он не считает, что гитары можно сравнивать со скрипками и виолончелями, которые часто сохраняются в прекрасном состоянии на протяжении многих лет. Он также предлагает молодым мастерам следовать за молодыми музыкантами, которые в начале своей карьеры заказывают не столь дорогие инструменты, как у ведущих музыкантов. Высокие цены могут нанести удар молодым гитаристам, нуждающимся в хороших инструментах.
Звучание, пригодность для игры, баланс, громкость, звукопередача, сустейн и цена являются важными факторами при выборе нового инструмента. Я люблю гитару с сустейном, в отличие от инструмента с более сухим звуком. Гитара должна вдохновлять и устраивать вас со всех точек зрения. Существуют прекрасные инструменты, как раз для вас, как говорит Дэвид Таненбаум, просто при их поиске нужно проявить терпение.
В заключение скажу, что у меня есть гитары, изготовленные Томасом Хамфри, Джоном Гилбертом и Грэгом Смолманом. Каждая из них помогает мне совершенствоваться, и я в высшей степени счастлив, что имею возможность на них играть.
Спасибо за статью) Действительно, при выборе гитары очень важно проверить все струны и мензуру. От этого зависит всё — и качество звука, и ваше настроение)
Очень полезная статья! Я,когда вбирали гитару,долго мучилась. Действительно,сложно найти гитару,подходящую именно тебе. У меня короткие пальцы,поэтому пришлось искать гитару с узким грифом.
Думаю свою гитару можно найти с помощью рук, если это она — уже никогда не отпустишь.