Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола.

Тональный оттенок, или тембр, — это способ выражения типа звука, издаваемого музыкальным инструментом. При описании определенного тона или «оттенка» звука часто используются такие определения, как яркий, теплый, насыщенный, звонкий и многие другие.

Тональный оттенок — тембр звука

Тембр любого звука зависит от нескольких факторов: от способа его извлечения, от количества голосов или нот, принимающих в этом участие, от его энергичности, а также, до некоторой степени, даже от его громкости и высоты.

Гитара способна производить широкое разнообразие тональных оттенков, зависящих от места, где струны берутся правой рукой, и положения ноты, удерживаемой левой рукой. Как уже говорилось, высокие позиции левой руки не только дают более теплые звуки, нежели позиции низкие, но и более восприимчивы к исполнению вибрато.

Что касается правой руки, то тональность звука в большой степени зависит от формы ногтей, от траектории движения пальцев после касания струн и от того, тирандо или апояндо вы играете.

Наиболее необычные оттенки звука можно получить, изменив рабочее положение правой кисти. Если струны берутся в непосредственной близости от подставки, то звуки получаются жесткими и яркими — этот прием называется «ponticello» или «sul pont» (что в переводе с итальянского и означает «на подставке»). Эти жесткость и яркость звуков могут в большой степени различаться в зависимости от того, насколько близко к подставке располагается правая кисть.

Даже совсем незначительное смещение руки с ее обычного положения (над эфой) в направлении подставки способно изменить тон звука. И наоборот, смещение правой кисти в противоположном направлении, когда она располагается над грифом или близко к нему, дает более мягкое, теплое звучание, которое обозначается итальянским термином «sul tasto» («на грифе»).

Интересное звучание, родственное «sul tasto», можно получить на басовых струнах, расположив правую кисть точно в двенадцати ладах (в одной октаве) от левой кисти. В результате того, что в этой точке находится гармонический узел, звучание басовых струн получается необычно глухим.

Как и всеми другими переменными — такими как изменения динамики и темпа, — пользоваться тональными оттенками следует взвешенно и продуманно. Наиболее приемлемо изменение тембра для выделения структурных вех мелодии. Достойным примером этому может быть немедленно повторяемая фраза — во второй раз ее можно исполнить «sul pont» с динамикой рр для выделения повторения.

  1. Maxim:

    Не являюсь профессионалом, только учусь и набираюсь опыта, очень нравится сайт и все статьи. Что касается тональности, очень много информации черпаю, но чтобы можно было просто положением кисти менять — это круто. Даже не задумывался об этом. Очень хорошая статья, много подчеркнул и кое что выписал. Спасибо.

  2. Валерия:

    Раньше не обращала особого внимания на положение правой руки. Удивлялась, что это иногда так по-разному звучит, а это — тональность) Спасибо за хорошие статьи, понятно даже новичку вроде меня.

  3. Егор:

    Очень интересная тема. Никогда не думал, что положение рук может так кардинально изменить тембр звука. Не являюсь профессионалом, но попробую испробовать эти приемы на практике.

  4. Василиса:

    Оттенок звука — важный момент при исполнении любого музыкального произведения. Полностью согласна с автором.

Добавить комментарий