В 1988 году вышел альбом Оззи Осборна (Ozzy Osbourne) No Rest for the Wicked. Этот релиз изменил все существовавшие прежде представления о рок-гитаре и наполнил понятие «гитарный бог» новым смыслом.
Доселе неизвестный двадцатилетний гитарист из Джексона, штат Нью-Джерси, Закк Уайлд (Zakk Wylde) — его настоящее имя — Джефф Виландт (Jeff Wielandt) — определил новое направление движения тяжелой музыки и развития гитарного звучания. Тенденции, заложенные им, продолжают расти и развиваться и сегодня.
Звучание гитары Закка Уайлда — это комбинация творчества всех музыкантов, которые когда-либо впечатлили его. Он черпает вдохновение из музыки таких гитарных героев, как Рэнди Роадс (Randy Rhoads), Тони Айомми (Tony Iommi), Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen), Эл Ди Меола (Al Di Meola), Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), и прежде всего, Джон Сайкс (John Sykes) и Фрэнк Марино (Frank Marino).
Прибавьте к этому уникальное мощное звучание, достигаемое минимальным количеством тщательно отобранного и весьма эффективного оборудования, и вы сразу поймете, почему так много гитаристов восхищаются и уважают Закка и почему уже не одно поколение гитаристов выросло на его музыке. Пронзительные флажолеты с глубоким вибрато на нижних струнах — как правило, на третьем, пятом или шестом ладах нижней струны — уже стали клише современного метала. Но ведь впервые мы услышали их именно в композиции “Crazy Babies”!
Помимо звучания, риффов и особого стиля, Закк привнес в мир гитары новые возможности в использовании пентатонических гамм. Когда Закк только начал карьеру музыканта (а было это в конце восьмидесятых годов), нормой были гаммы по схеме «три ноты на струну» и свип-пикинг, и лишь некоторые гитаристы, например, Эрик Джонсон (Eric Johnson), экспериментировали с пентатоническими гаммами.
Закк разработал собственный подход к пентатоникам, что помогло ему развить собственный стиль. Основа этого стиля — несколько простых фраз, определяющих дальнейшее развитие целого мира — мира гитары Закка Уайлда.
В Примерах 1А, 1В и 1С показано несколько скоростных пентатонических фраз, которые и являются фундаментом стиля Уайлда. Пример 1А — упрощенный и обобщенный вариант «фирменных» ходов Закка в рамках пентатонической гаммы А минор (A, C, D, E, G) по схеме «две ноты на каждую из двух струн». Ноты зажимаются безымянным и указательным пальцами.
Избегайте зажатия баррэ на семнадцатом ладу! Вместо этого при необходимости перемещайте указательный палец от струны к струне (более подробно читайте об этом в уроке «Техника переката«). Тогда фраза будет звучать гораздо чище и четче. А если вы будете следить за агрессивностью атаки струн медиатором, вы легко достигнете того же эффекта, что и сам Уайлд.
В Примере 1В та же схема играется секстолями (шесть нот на одну долю. Можно произносить про себя что-то вроде «Оз-зи-Оз-зи-Ос-Борн»), а в Примере 1С она превращается во фразу с синкопами.
Закк любит делать такие фразы еще интереснее, добавляя к ним следующую более высокую ноту. В данном случае это нота D на 22 ладу первой струны. Зажимается она мизинцем. В Примерах 2А-С видно, как это работает на практике (Закк называет такие фразы «afterburner», то есть «форсаж»).
Пример 3 представляет собой фразу из шести нот по нисходящей гамме (три струны за один шаг). Первый пример — это фраза, играемая в ритме шестнадцатых нот. Здорово то, что начало каждой группы из шести нот не совпадает с сильной долей. Пример 3В демонстрирует, как звучит та же фраза, сыгранная секстолями.
Примеры 3С и 3D — зеркальное отражение предыдущих двух примеров.
Пример 4A — это пентатоника Am, сдвигаемая вверх по грифу и проходящая по всем позициям. Ее кульминация — Пример 4B, в котором группы из шести нот превращаются в тридцать вторые ноты. Особенность такой фразы в игре ритмов и интервальной сложности. Последнюю ноту можно украсить быстрым и глубоким вибрато.
Пример 5 — смещение в D минор. Это хороший пример использования техники экономичного звукоизвлечения. Ноты следует зажимать мизинцем, безымянным и указательным пальцами. В данной фразе пентатоника Dm (D, F, G, A, C) чередуется с блюзовой гаммой D (D, F, G, G#, A, C). Здесь нужно играть то переменным штрихом, то техникой свип-пикинга.
Начните с даунстрока, но далее вам придется играть первую ноту фразы апстроком. Это совсем не сложно, ведь техника экономичного звукоизвлечения не оставит вам другого варианта, кроме апстрока. Извлеките первую ноту медиатором, сделайте серию пулл-оффов, затем играйте медиатором на второй струне по схеме «вниз-вверх-вниз» и опустите медиатор через вторую струну к первой. После этого сделайте апстрок (первая нота фразы зажимается мизинцем) и начинайте сначала.
Если вы хотите придать фразе еще большее сходство с тем, что играет Закк, попробуйте закончить ее бендом на 17 ладу третьей струны, одновременно захватывая вторую струну на 17 ладу, и сделайте вибрато.
Уверен, что эта статья поможет вам прочувствовать и понять стиль Закка Уайлда. Вы обязательно найдете способ встроить эти интересные ходы в собственные соло! Удачи! И не забывайте подписываться на Гитаршколу.