Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. В прошлом уроке Вы познакомились с Guitarreros, сегодня же мы начинаем новую важную тему — Баррэ и двойное арпеджио.

В этом уроке мы рассмотрим два наиважнейших приёма игры. Первый из них — для левой руки — приём Баррэ (barré). Второй — для правой — двойное арпеджио. Оба приёма будут объединены в привлекательные упражнения, написанные известным учителем гитары из Мадрида маэстро Esquembre.

Баррэ и двойное арпеджио

Баррэ (Barré)

На диаграмме приём barré показан как зажатие всех шести струн указательным пальцем сразу за порожком лада. Таким образом этот приём работает по принципу подвижной cejilla.

Мы начнём с аккордовой формы Fmaj, изображённой на рисунках. Из диаграммы видно, что это тот же самый аккорд Emaj, только передвинутый на полтона вверх на всех шести струнах. Обратите внимание на аппликатуру этого аккорда.

Если в формировании аккорда Emaj участвовали пальцы 1, 2 и 3, то в Fmaj эту же конфигурацию выполняют пальцы 2, 3 и 4, поскольку указательный палец зажимает все шесть струн на первом ладу. Хороший прижим всех струн одним пальцем придёт со временем, не нужно отчаиваться, если изначально будет не очень хорошо получаться.

Barré в нотной записи

В нотной записи над нотами приём barré обозначается литерой «С» (от слова cejilla) — указательный палец зажимает все шесть струн. Римской цифрой указывают номер лада, на котором используется barré.

Таким образом аккорд Fmaj будет записан следующим образом (см.рисунок).

Зачастую нет необходимости в извлечении звуков из всех шести струн. В последнем аккорде Alegrías в Уроке 6 например, указательным пальцем должны быть зажаты только первые четыре струны.

В таком случае в нотной записи символ barré принимает вид 4/6С. Если необходимо зажать только три струны, то ½С.

Экономия движений

Новички зачастую находят приём barré крайне сложным, поскольку они используют неправильный подход к отработке этого приёма. Зачастую они применяют чрезмерное усилие, в следствие которого кисть руки сводит судорогой. На самом деле необходимо приложить совсем немного усилий чтобы зажать все шесть струн так, чтобы каждая из них звучала чисто и с нужной силой.

Сначала положите указательный палец на струны так, чтобы он накрывал все шесть струн непосредственно за порожком. Зажмите струны но не давите изо всех сил, а ровно на столько, чтобы каждая струна могла беспрепятственно звучать, не издавая побочных призвуков.

Для этого необходимо чтобы рука и кисть были в правильном положении: запястье должно быть максимально (на сколько это возможно) расслаблено и создавать с предплечьем угол, как на рисунке. Поставьте остальные пальцы на струны, как можно ближе к порожку.

Следите за тем, чтобы большой палец создавал некий противовес остальным пальцам, равномерно распределив нагрузку. Извлеките звуки из всех шести струн. Старайтесь извлекать звук чисто и без побочных призвуков.

Если у Вас не получается на первом этапе извлечь чистые звуки, не отчаивайтесь. Попробуйте поиграть то же аккорд но в более высокой позиции (на 5-ом — 7-ом ладах), где расстояние между ладами меньше чем в нижнем регистре. Например barré в пятой позиции поиграйте аккорд Amaj.

Запомните несколько правил для правильной постановки баррэ:

● Не пережимайте струны указательным пальцем. Расслабьте руку насколько это возможно.

● Положение большого пальца важно, поскольку необходимая сила зажатия должна быть равномерно распределена между большим и указательным пальцами.

● Положение кончика указательного пальца относительно верхнего края грифа. Не выдвигайте палец за край грифа.

● На начальном этапе обучения Вы будете испытывать дискомфорт в мышцах на ладони. Однако это неприятное ощущение можно победить только путём упорных продолжительных тренировок. Уже в сором времени Вы сможете удерживать руку в таком положении даже на продолжительных отрезках времени.

● Как только Вы привыкнете к barré, Вы почувствуете в себе силы менять положение аккорда, перемещая его не только от нижнего регистра к верхнему, но и сверху вниз. Пример постановки левой руки был детально описан с одной лишь целью: научить левую руку принимать правильное положение и удерживать его на протяжении достаточно долгого времени.

Двойное арпеджио (Arpegio)

Эта техника правой руки, доведённая до виртуозного исполнения гитаристом Don Ramón Montoya, интенсивно используется во фламенко для придания приёму arpegio красивого округлого звучания.

Каждое арпеджио состоит из шести звуков. Большой палец играет apoyando на басовой струне. Далее последовательность tirando нот на трёх смежных верхних струнах imami. Этот метод показан ниже в простом примере, основанном на аккорде Emaj. Каждая группа нот записана как секстоль. Это говорит о том, что шесть нот каждого arpedgio исполняется за одну долю.

Искусство двойного arpedgio напрямую зависит от извлечения нот последовательностью пальцев p-i-m-a-m-i с равными интервалами времени и с одинаковой громкостью. Большой палец играет мелодию на басовых струнах.

Прежде чем Вы попытаетесь играть двойное arpegio в быстром темпе, потренируйтесь в медленном темпе, сконцентрировавшись на ритмике и громкости извлекаемых звуков.

Когда Вы изучали технику четырёхзвучного arpegio, Вам было предложено (для получения практических навыков) использовать мякоть ладони как упор для пальцев. Та же самая техника в данном случае на медленной скорости извлечения звука поможет Вам привыкнуть к движению пальцев.

Пример двойного arpegio в Soleares 

Когда у Вас получится играть приведённый выше пример равномерно с одинаковой скоростью, попробуйте заменить все четырёхзвучные arpegio в предыдущих примерах на двойные. Обратите внимание на более богатую структуру звука во второй falseta Soleares из седьмого урока:

Далее Вы встретите много подобных примеров. В дальнейшем Ваша игра должна стать весьма быстрой для того, чтобы играть двойное arpegio и попадать в compás. Для этого необходимо весьма долго практиковаться в медленном темпе. Это необходимо для того, чтобы движение зафиксировалось в мышечной памяти и Вы не задумываясь в дальнейшем играли на высокой скорости.

Упражнение на двойное arpegio, приведённое ниже — отличный пример для отрабатывания этой техники, перенятой из классической школы. Гитаристы фламенко обычно используют эту технику для развития виртуозности, необходимой для сольный выступлений.

Для достижения хорошего качества звука необходимо заниматься этими упражнениями ежедневно. Следите за тем, чтобы левая рука не меняла позиции прежде чем отзвучат все ноты. Так же недопустима медленная смена позиции левой рукой поскольку в этом случае получается ненужная пауза. Аккорды должны сменять один другого плавно, создавая чувство «журчания ручейка».

  1. Марианна Андреева:

    Действительно, первое время у новичков всегда возникают проблемы с баррэ, ведь для обработки этого приема нужно иметь навыки. Но усвоенный материал из статьи и постоянные тренировки, помогут развить технику игры на гитаре.

  2. Владимир:

    Арпеджио, именуемый в народе перебор, на мой взгляд самый красивый способ игры на гитаре. Звучит мелодично и красиво. Данная статья хорошее подспорье для обучения.

Добавить комментарий