Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. В сегодняшнем уроке мы с Вами рассмотрим упражнения для большого пальца правой и четырёх пальцев левой руки.
Эти упражнения — очень хороший способ развития силы и независимости большого пальца правой руки и пальцев левой руки. Все упражнения, приведённые в разделе Фламенко Хуана Мартина, предназначены для повседневного проигрывания. Это необходимо для то, чтобы усовершенствовать Ваши технические данные для получения максимально качественного звука от вашего инструмента.
На раннем этапе обучения игры очень легко привить себе привычки к неправильным техническим аспектам музицирования: неправильная посадка, постановка рук, неправильная техника звукоизвлечения.
Мало того, дурные привычки быстро приобретаются но избавиться от них весьма сложно. Должно заметить, что переучиваться всегда в несколько раз сложнее, чем изначально учиться. Помимо всего прочего, технические проблемы могут стать психологическими преградами на пути к успешному владению инструментом. Поэтому усилия, потраченные на технические моменты на начальных этапах обучения, будут щедро вознаграждены в дальнейшем.
Следующий пример представляет собой полутоновую (хроматическую) последовательность. Все ноты извлекаются большим пальцем на апояндо. Сехилья не используется.
Играйте последовательность нот медленно и равномерно. Устойчивый равномерный темп гораздо важнее чем скорость, которые Вы всегда сможете нарастить позже. В тексте, следующим за нотными примерами, описаны движения каждой руки. Так же всё иллюстрировано фотографиями.
Занятия перед зеркалом так же могут быть полезны. Сравнивайте свои движения с изображениями на фотографиях, пытайтесь их в той или иной степени скопировать.
Правая рука
До настоящего момента движения правой руки были основаны на том, что можно назвать «основным положением правой руки», т.е. когда пальцы с указательного до мизинца были расположены практически перпендикулярно струнам, а большой палец отстоял перпендикулярно влево от остальных пальцев.
В этом примере использовано другое положение большого пальца, часто используемое во фламенко. На иллюстрации основное положение правой руки и положение руки при исполнении большим пальцем.
Положение большого пальца
На фотографиях, изображающих положение большого пальца, Вы видите как предплечие немного переместилось вперёд. Это необходимо для того, чтобы большой палец падал на струну под более тупым углом, нежели при основном положении правой руки. Таким образом запястье оказывается на немного большем расстоянии от верхней деки.
Указательный палец, средний и безымянный немного согнуты и опираются на гольпеадор вблизи первой струны. Мизинец слезка отведён в строну для уравновешивания кисти. Потренируйтесь перед зеркалом.
В таком положении вся кисть и рука остаются на протяжении всего времени исполнения. Следите за тем, чтобы запястье не перенапрягалось.
Для того, чтобы извлечь звук, Ударьте большим пальцем по басовым струнам с опорой. Обратите внимание на то, что большой палец движется только в третьей фаланге. Не форсируйте звук. Старайтесь извлекать как можно более качественный звук за счёт естественной тяжести самого пальца. Ноготь большого пальца в процессе звукоизвлечения перемещается строго вниз, перпендикулярно струнам и параллельно верхней деке. Движение большого пальца продолжается до тех пор, пока он не будет остановлен следующей струной.
Это так же удар с опорой (apoyando). Старайтесь чтобы движение Вашего большого пальца было направлено к безымянному пальцу. Если бы его движение не было остановлено струной, ноготь большого пальца достиг бы мякоти безымянного пальца.
Ноготь и мякоть
Точка падения пальца на струну является комбинацией подушечки пальца и края ногтя. Это требует тщательной подготовки кромки ногтя для того, чтобы слишком длинный или неправильно сформированный ноготь не мешал звукоизвлечению, не снижало скорость движения пальца и не ограничивало его подвижность. Помните, от этого зависит большая часть экспрессии Вашей игры, которая является основой во фламенко.
У каждого отдельно взятого человека большой палец развит по своему, но принципы игры, описанные выше, подходят практически к любому строению пальцев. Вопреки распространённому мнению, большой палец, не гнущийся в обратную сторону в первой фаланге, может достичь в этом деле не меньших результатов.
Левая рука
Упражнение 6 неплохой пример для изучения основных принципов движения левой руки. Акцентируйте внимание на следующих пунктах:
Пальцы перпендикулярны плоскости грифа
Зажимайте струну не подушечкой, а торцом пальца. Прижимайте струну как можно ближе к ладу. Это исключит дребезжание струны о лад. Не пережимайте струну. Зажимайте её на столько сильно, чтобы не было дребезга. На начальных этапах следите за состоянием кисти, не переигрывайте, чаще расслабляете кисть.
Большой палец левой руки прямой
Большой палец левой руки не должен высовываться из-за грифа. Держите его в районе средней части тыльной стороны грифа. При перемещении от 6-ой к 1-ой струне большой палец слегка перемещается вниз по грифу. Не сгибайте большой палец. Помните, левая рука ни в коем случае не должна удерживать вес инструмента.
Большой палец как противовес
Большой палец не должен служить подпоркой для инструмента и ни в коем случае левая рука не должна висеть на грифе. Помните, большой палец должен лишь создавать ответное давление в противовес первым четырём пальцам. При перемещении от первой струны к шестой палец больше всего сгибается во втором суставе.
Суставы параллельны струнам
Следите за тем, чтобы линия суставов была как можно более параллельна краю грифа и струнам. Для этого необходимо стараться держать кисть следующим образом: старайтесь следить за тем, чтобы край грифа был как можно ближе к основанию не указательного пальца, а мизинца. Фактически быть может Вы никогда этого не достигните, но стремление к этому поможет Вам решить эту проблему левой руки.
Когда основание мизинца находится от края грифа на достаточно большом расстоянии — мизинец и безымянный пальцы падают на струну под меньшим углом, что приводит к потере силы, точности и скорости звукоизвлечения.
Мягкое запястье
Не зависимо от того, в какой позиции Вы играете, в первой ли, или в более высоких позициях, кисть Вашей левой руки не должна менять своей формы и постановки относительно грифа. В то же время запястье должно оставаться мягким. В данном разделе Фламенко Вы найдёте огромное количество рисунков, иллюстрирующих положение левой руки при исполнении разных аккордов.
Один палец на лад
Если линия суставов параллельна краю грифа и струнам, каждый палец естественно ложится на свой лад.
Экономия движений
Минимум ненужных движений — основной принцип действия пальцев левой руки. Излишние движения и через чур увеличенная амплитуда движения пальцев левой руки являются препятствием, прилагаемые усилия тратятся впустую, движения выглядят неопрятными. Кончики пальцев должны подниматься над струнами ровно на столько, чтобы беспрепятственно перенести палец с одного лада на другой.
Следы от струн на пальцах
Поскольку каждый из четырёх пальцев зажимает струну одним и тем же местом на кончике пальца, Вы с течением времени обнаружите, что кожа на кончиках пальцев стала много грубее и толще. Обратите внимание, что струны со временем оставляют достаточно различимые следы на кончиках пальцев и следы эти не всегда параллельны друг дружке на всех пальцах.
Если след от струны на среднем пальце более-менее параллелен ногтевой пластине — это
говорит о том, что Вы движетесь в правильном направлении.
Я только начинаю учиться игре на гитаре, хорошо что наткнулась на ваш сайт, спасибо за полезную информацию, буду делать упражнения по вашим советам.
Техника игры на гитаре это постоянная работа пальцев и кисти руки.Это требует терпения и внимания. Обучая сынишку приучаю его к дисциплине и материал прочитанный на сайте считаю очень полезным и мотивирующим.
Очень полезная статья! Начав учиться игре на гитаре, даже не задумывалась о том, как важны упражнения на технику, но сейчас почитала, и обратила внимание, что запястье у меня не мягкое, а левая рука «висит на грифе». Буду исправлять технику пока не поздно!