Короли прогрессив-рока группа Rush сформировались в 1968 году в Канаде и уже 50 лет остаются верными своим прог-корням. Расширенные композиции, «фирменные» фишки, тексты с оттенком фэнтези и неподражаемый вокал Гедди Ли (Geddy Lee) сделали творчество этой группы бессмертным. Иногда кажется, что ребята не привносят в свою музыку ничего нового, но показатели продаж – только в США они превышают 25 миллионов – свидетельствуют о том, что Rush точно знают, что нужно их поклонникам.

Алекс Лайфсон (Alex Lifeson) – бессменный гитарист группы со дня ее основания. Совмещая хард-рок и блюз и приправляя все это прогрессивом, Лайфсон стал автором огромного количества легендарных риффов. Его стиль находится в постоянном развитии, и у него отлично получается не стоять на месте, а идти вперед.

Гитары Алекса Лайфсона

Логично, что за пятьдесят лет карьеры Лайфсон немало экспериментировал с музыкальными инструментами и оборудованием. Сегодня он часто играет на гитаре Les Paul, оснащенной системой Floyd Rose, но Алекс никогда не ограничивал себя и все время старался подбирать гитары, подходящие именно для той или иной записи. Большую часть известных композиций Rush он записал на Стратокастере, но время от времени его видели и с гитарами фирмы PRS (в линейку которой входит именная акустическая гитара Лайфсона). Но звучание Лайфсона, прежде всего, основывается на гитарах, оборудованных хамбакерами, и на выборе высокого уровня громкости.

Звуковые эффекты Алекса Лайфсона

Что касается эффектов, здесь все сложнее. Чтобы «из первых рук» узнать о том, чем Лайфсон пользовался в ходе тура Time Machine, посмотрите видео 2011 года. Арсенал оборудования был очень богат, но в качестве базы выступили дилей, фазер, флэнджер и хорус. Кроме того, нашлось место для прибора для изменения высоты тона и эффекта акустического звучания для партий, исполнявшихся без искажения. Для чистого звучания Лайфсон предпочитает пьезодатчик. Долгое время он пользовался усилителями Hughes & Kettner, но как и в случае с педалями, в его распоряжении находится сет из шести разных усилителей.

Стиль игры и риффы Алекса Лайфсона

Что касается стиля игры, Лайфсон – скорее мастер риффов, чем соло, поэтому сегодняшний урок будет посвящен именно этой стороне его игры. Но в конце вы найдете также и пару примеров соло.

Пример 1 написан в нечетном размере и напоминает код Морзе, наложенный на ритм, который можно играть в рамках двух повторяющихся тактов 5/4. Гаммы здесь абсолютно не важны, это всего лишь ноты С и D с соответствующими пониженными квинтами вниз – тритонами. Тритон считается одним из самых «темных» интервалов, так популярных в роке.

Рифф в нечетном размере в стиле прог-рок


Следующий рифф (Пример 2) основан на одном из любимых аккордов Лайфсона – некоторые гитаристы, в числе которых и Джон Петруччи (John Petrucci), называют его аккордом Hemispheres в честь одноименного альбома Rush 1978 года. По сути, это вариация аккорда F#, взятого баррэ, но с двумя верхними струнами в открытой позиции. Так мы получаем аккорд F#7add11. Вы заметите, что в данном случае я добавил эффекты фазера и флэнджера. Не бойтесь добавить перцу чему-то на первый взгляд простому – эффекты для этого и нужны.

Аккорды Алекса Лайфсона для гитары


В Примере 3 эта идея развивается путем игры простых мажорных аккордов баррэ с двумя верхними струнами в открытой позиции. Вот вам совет: хоть я и играю только по четырем верхним струнам, я зажимаю аккорды баррэ с тоникой на шестой струне. Аккорд с баррэ на 7 ладу превращается в Badd11, а аккорд с баррэ на 5 ладу добавляют аккорду А ноту В на открытой струне, что дает Aadd9. В результате переноса этой идеи на F получаем Fmaj7#11.

Лайфсон не отличается умением преподавать – он часто даже не знает, как называются аккорды, которые он играет – но он знает, откуда они берутся и как ими пользоваться. И это самое главное – просто экспериментировать и находить то, что нравится.

Мелодии Алекса Лайфсона


Давайте применим концепцию открытых струн к разным аппликатурам аккордов. Пример 4 подразумевает пауэр-аккорд Е на 7 ладу, затем мажорный аккорд В с баррэ и открытыми струнами, E/G# с открытыми струнами и аккорд А с баррэ и открытыми струнами. С помощью открытых струн можно создавать интригующие гармонии и отлично заполнять пространство – а это как раз то, что нужно, если в группе всего три музыканта!

Табы и ноты Rush


Пример 5 – это тяжелый рифф, также напоминающий рок-стиль Лайфсона. Здесь мы играем педальный тон Е на открытой шестой струне, а на его фоне – ноты натурального минора Е или Е-эолийского лада (E–F#–G–A–B–C–D).

После двух повторений этого риффа я расширил идею, немного пересмотрев основную тему и внедрив пауэр-аккорды с открытыми струнами для придания звучанию глубины. Это тоже очень хороший способ развить фразу.

Тяжелые риффы для гитары в стиле Rush


И наш завершающий рифф (Пример 6) отличается комбинацией размеров 4/4, 5/4 и 2/4. Это не было запланировано заранее, я просто искал, как и где смена будет наиболее естественной и интересной. Как и в предыдущих примерах, аккордам можно дать название, но это будут сложные конструкции, которые мало кому пригодятся. Дело не в том, какие ноты являются «правильными», а в том, какие ноты звучат приятно конкретно для вас.

Риффы Алекса Лайфсона


Гитарные соло Алекса Лайфсона

Что касается сольной игры Лайфсона, нельзя сказать, что он внес большой вклад в развитие этой линии – в отличие от его поразительного умения играть ритм-партии. Но это не значит, что в его соло нет абсолютно ничего примечательного. По большому счету, соло Лайфсона относятся к блюз-року, поэтому они щедро приправлены пентатониками, блюзовыми и минорными гаммами. Он нередко играет быстрым переменным штрихом, но делает это не так, как:, например, Джон Петруччи (John Petrucci) или Эл Ди Меола (Al Di Meola). Его подход очень похож на тремоло-пикинг, а действия левой руки максимально синхронизированы с движениями правой.

Кто-то может быть не очень-то высокого мнения об этом, но такой эффект довольно трудно повторить – он уникален в своем роде. В итоге получается весьма любопытное звучание, и нельзя говорить о том, что соло Лайфсона не имеют изюминки. Если взять нечто дикое и спонтанное, какими являются его соло, и постараться поместить это в определенные рамки, получится что-то очень стандартизованное и стерильное – совсем не то, что делает Лайфсон!

В Примере 7 видно, как Лайфсон комбинирует шестнадцатые ноты и восьмые триоли. Такое смещение ритма создает ощущение сродни переключению коробки передач автомобиля. Это сложно сделать автоматически, потому что для этого требуется понимание того, как разделить долю. Игра шестнадцатых нот в отдельности не представляет никакой сложности. То же самое можно сказать и о триолях. Но их чередование – это уже другой вопрос.

Необычные соло на гитаре Алекса Лайфсона


Последний на сегодня пример (Пример 8) включает в себя легато с открытыми струнами, а также переменный штрих на первой и второй струнах. Как и прежде, просто ставьте ногу на педаль газа и вперед! Цель в том, чтобы звучать как можно более жестко. Иначе пропадет эффект Лайфсона. Такт 1 не так прост, поэтому иногда можно играть его пулл-оффами, что Лайфсон время от времени и делает.

Соло в стиле Алекса Лайфсона. Табы и ноты

Добавить комментарий