Некоторые популярные произведения, такие как «Lean On Me» Билла Уизерса (Bill Withers) или «Brokeback Mountain» Густа́во Сантаола́лья (Gustavo Santaolalla), думаю пары примеров хватит, искусно совмещают в себе прелестную мелодию и хордальное сопровождение, которое достигается определенным образом.
В то время как отношение аккордов и гамм может показаться довольно очевидным для вас, это очень важно, было время, когда гармония воспринималась ни как серия автономных наборов нот (аккордов), но как пересечение одновременно с голосом или мелодией.
Бах, например, скорее всего, смотрел бы на тебя удивленным взглядом, если бы в качестве гармонии к песне использовался только До-мажор, даже если бы ты пел эту песню по-немецки.)) То, что он услышал бы, называлось движением независимых голосов: гармония играется отдельно от мелодии.
А все должно быть иначе. Любая песня должна строиться следующим образом: перво наперво должна писаться мелодия (по гамме или аккордами) — называется она первичным голосом. И поддерживаться мелодия должна вспомогательным голосом — гармонией. Связь гармонии и мелодии очень прочная, и при написании своей собственной песни, не стоит пренебрегать этим важным правилом.
Если Вы до сих пор думаете, что я говорю про двух гитаристов, исполняющих отдельно гармонию, а другой мелодию, Вы заблуждаетесь. Все вышесказанное играется на одной гитаре, одним гитаристом. Давайте посмотрим на примерах, и станет понятно.
На рисунке 1 показана одна октава До-мажорной гаммы, которую играют на второй струне; На рисунке 2 показана та же гамма, но построенная в триады, высокая нота которых, является корнем До-мажорной гаммы. Держите большой палец левой руки кольцом до четвертой струны, чтобы не беспокоить струны, не участвующие в аккорде — это облегчит быстрое перемещение по грифу гитары.
Хотя существует семь аккордов (ступеней) в гамме (обозначается, как это принято, римскими цифрами), есть только три устойчивые: I, IV и V; А II, III, и VI ,VII являются добавочными. Порядок ступеней в пределах одной гаммы делает транспонирование относительно легко.
На рисунке 3 используются эти аккорды для создания гармонизированной мелодии, подобной «Lean On Me».
На рисунке 4, внутренний голос каждого аккорда заменяется открытой G третьей струны, чтобы создать «мечтательный» гул, напоминающий тот, что используется в «Brokeback Mountain». (Для простоты, используются символы, обозначающие полный аккорд).
Мелодия, это и есть верхние звуки череды аккордов. Можно составить красивую гармонию, тогда верхний голос будет являться мелодией. Можно наоборот, уже готовую мелодию гармонизировать аккордами.
Все наглядно, все понимается. Решил попробовать по шаблону, пальцы левой руки не успевают устают. Может посоветуете упражнения для развития пальцев.
Сегодня мой молодой человек решил поиграть мне мелодии по этим шаблонам. Достаточно не плохо получилось. Конечно, в «Brokeback Mountain» звучит намного чище, но немного практики и достижение гармонии в мажорной гамме не за горами!