Гитаристы часто просят меня показать «что-нибудь из фанка». Ведь мне очень повезло, и я работал с коллективом Neville Brothers, а затем с легендарным Доктором Джоном (Dr. John) целых восемь лет. За это время я буквально «пропитался» ритмами и особенностями звучания фанк-гитары в новоорлеанском стиле и сейчас активно использую все это в собственном творчестве.
Сегодня я познакомлю вас с основными чертами такого стиля. Здесь — в гораздо большей степени, чем в традиционном фанке — важна расслабленность и некоторая небрежность. Например, гитарная партия боем в исполнении Принса (Prince) или Эла МакКея (Al McKay) из Earth, Wind & Fire прозвучала бы более стаккатированно, а их правая рука при этом была бы чуть более напряжена.
Фанковый клаве
Для начала полезно научиться ритмическому рисунку под названием «клаве» (исп. clave) и его применению в новоорлеанском стиле. Новый Орлеан всегда был точкой соприкосновения огромного количества культур карибского, африканского и европейского пространств. Влияние африканской, испанской культуры и культуры каджунов — вот лишь малая толика того, что способствовало зарождению этой уникальной музыки. Но давайте перейдем к делу.
Фанковые ритмы на гитаре:
Посмотрите на ритмический рисунок упражнения 1. Это самый простой клаве в форме 3-2. Он также известен как «основополагающий ритм». Этот рисунок является важным элементом музыки боссанова. Его называют «клаве 3-2», потому что в первом такте мы видим три доли, а во втором две. Логично, не правда ли? Такты можно также переставить местами, тогда получится клаве 2-3.
Новоорлеанский вариант этого ритмического рисунка представлен в упражнении 2. Есть много классических примеров такого ритма. Из известных можно назвать “Hey Pocky Way” легендарной фанк-команды Meters и “Iko Iko”. С последней композицией экспериментировала целая куча музыкантов. Важно следить за подъемом левой руки для глушения. «Зажать и отпустить» — вот формула исполнения такого рисунка. Правой рукой играйте бой шестнадцатыми нотами, сохраняя при этом равномерность атаки.
Упражнение 3 написано в тональности Е, которую так любят все музыканты, играющие в стиле фанк. Здесь главное — побороть стремление слишком быстро закончить фразу.
Упражнение 4 подразумевает звучание sus (повышенного/пониженного терцового тона) вместо более традиционного. Обратите внимание на слайды и полутоновые бенды. Мы несколько отошли от основной идеи клаве, но все еще находимся в рамках шестнадцатых нот.
Упражнение 5 — интересная вариация в тональности F. Играйте шестнадцатые ноты, стараясь оставаться в груве, даже если для этого вам придется что-то упростить.
Этот урок — лишь мимолетное знакомство с подобными концепциями — это только стандартные ритмы фанка, а их великое множество. Если вы хотите играть под настоящий фанковый ритм, включите минус, который я использовал для всех сегодняшних примеров. Его сыграл Даг Белоут (Doug Belote).
Если вы хотели бы плотнее заняться этим стилем, в первую очередь вам нужно хорошенько изучить музыкальное наследие Нового Орлеана. Слушайте тех музыкантов, которых я упоминал сегодня, а также более современные группы, например, Dirty Dozen Brass Band и Galactic. Так же советую скачать несколько фанковых самоучителей: раз, два и три.
Хах. Превьюшка урока смешная))
Слушайте Earth, Wind & Fire .Есть чему поучиться для любителей фанка.