Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Мы с Вами продолжаем вести исторический обзор гитарного репертуара. В прошлых уроках мы уже обсудили гитарный репертуар 16 -17 веков и репертуар гитары 17 — 18 веков. Сегодня мы поговорим о репертуаре для гитары 19 — 20 веков.
Фортепианные произведения каталонских композиторов Энрике Гранадоса (1867-1916) и Исаака Альбениса (1860-1909), хотя и часто исполняемые пианистами, прекрасно звучат и в гитарном исполнении. Они не только превосходно поддаются аранжировке, но и само звучание гитары в точности соответствует музыкальным стилистическим особенностям.
Это дает право предполагать, что многие из работ этих авторов были изначально написаны для гитары. В пользу этого говорит и национальная окрашенность этих произведений, в которых используются ритмы и темы, берущие свое начало в народной гитарной музыке.
Яркими примерами таких сочинений могут служить «Leyenda» (также известное под названием «Asturias») Альбениса, а также «Danza Espanolas» и «La Maja de Goya» Гранадоса.
Благодаря беспримерным стараниям Андреса Сеговии (1893-1987) на всем протяжении XX столетия, гитара теперь завоевала международное признание как серьезный инструмент для исполнения художественной музыки. Присущая ему выдающаяся техника, освоенная им самостоятельно, и общая музыкальная одаренность быстро позволили Сеговии занять в музыкальной среде такое положение, которое давало право публично исполнять крупные и сложные произведения, написанные специально для гитары.
Первым из них стала пьеса в трех частях под названием «Sonatina» Федерико Морено Торробы (1891-1982). Другими важными работами Сеговии были «Fandanguillo» Турины и «Homenaje Pour», написанная Мануэлем де Фальей (1876-1946) на смерть Дебюсси (1862-1918). После кончины де Фалъи наиболее выдающимся испанским композитором своего времени стал Хоакии Родриго (1901-1999).
Не специализируясь исключительно в гитарной музыке, он также писал произведения для камерного и оркестрового исполнения. Одним из величайших его сочинений для гитары является «Invocacion y Danza» — виртуозная пьеса с присущим Стравинскому вступлением.
Наиболее известным произведением Родриго считается его «Concierto De Aranjuez» — полный концерт для гитары с оркестром. Хотя и несколько романтическое по стилю, это выдающееся сочинение отличается сложнейшей сольной партией для гитары и тщательно продуманным оркестровым сопровождением, позволяющим без помощи усилителей ясно слышать звучание гитары на фоне других инструментов. Это романтическое произведение довольно быстро стало популярным.
И за пределами Испании, в том числе благодаря нескончаемым международным концертным турам неутомимого Сеговии, композиции, сочиняемые специально для гитары, продолжали расти в количестве и качестве.
Бразилец Эйтор Вилья-Лобос (1887-1959) написал двенадцать этюдов, пять прелюдий и один концерт, широко используя в этих сочинениях местные национальные ритмы.
Четыре «Венесуэльских танца» Антонио Лауро (1917-1986) давно стали неотъемлемой частью концертного гитарного репертуара многих исполнителей, равно как и виртуозные пьесы парагвайского гитариста и композитора Аугустина Барриоса Мангоре (1885-1944).
Эти композиторы приобрели международную славу благодаря концертному исполнению и записям их сочинений австралийца по происхождению Джона Уильямса (р. 1941). Британский гитарист Джулиан Брим (р. 1933) продолжил начатую Сеговией традицию популяризации произведений современных ему композиторов, таких как Бенджамин Бриттен (1913-1976) и Уильям Уолтон (1902-1983).
В одном из сочинений первого из них, «Ноктюрне», используется песня Джона Доуленда, искусно вплетенная в главную тему в конце пьесы. «Пять багателей» Уолтона, в которых активно используются кубинские ритмы и происходит частая смена тональностей, стали излюбленным произведением для многих исполнителей.
Выдающиеся композиторы второй половины XX столетия, такие как Брайан Фернихоу (р. 1943) и Лучано Берио (1925-2003), и сегодня продолжают писать сольные произведения для гитары в манере модернизма и еще более упрочивать репутацию инструмента, демонстрируя его обширные возможности полностью соответствовать всем требованиям современных музыкальных течений.
Еще одной составляющей гитарного репертуара, возникшей в XX столетии, стало появление небольших ансамблей (отличных от гитарных дуэтов и трио).
Одним из первых сочинений для таких коллективов стала пьеса «Drei Lieder» (1925) Антона Веберпа (1883-1945), написанная для сопрано, кларнета и гитары, а композиция «Marteau Sans Maitre» Пьера Буле (р. 1925) для альта (голос) и небольшого ансамбля является уже крупной работой, в которой гитаре отведена главенствующая роль.
К концу XX века в составах ансамблей, исполняющих современную музыку, гитара встречается не реже фортепиано — а это говорит о том, что после всех взлетов и падений, которые ей пришлось пережить в прошлом, она по праву заняла свое достойное место в современном музыкальном искусстве.
На этом, пожалуй, и все. Теперь Вы имеете представление о гитарном репертуаре, начиная с 16 века и заканчивая 20. Если есть что добавить, пишите в комментарии ниже.
После пятилетнего опыта игры на гитаре, решил все таки изучить историю гитары. Спс, отлично расписано все..
История далеко не полная, такое ощущение , что рок-музыканты современные и не очень играют на палке. Или они не достойны , чтоб их упомянули?
Что мне нравится в гитаре так это автономность инструмента в перемещении в пространстве, что в свою очередь дает возможность его применения в более широком кругу слушателей. Чего не может позволить себе пианино или рояль — требующих большого помещения.
На любительском уровне гитара в основном воспроизводила жанры далекие от классики и только профессиональный уровень открыл этот музыкальный инструмент по новому. Из современных виртуозов игры на гитаре выделю солиста британской рок- группы «MUSE» Мэ́ттью Джеймса Бе́ллами. Вокал Мэтта является неотъемлемой частью звучания Muse.
Это Беллами-то виртуоз? :D Если за всю жизнь послушать только три группы — Muse, Nirvana и Coldplay — то он действительно может таковым показаться.
А вообще это просто поверхностная поп-музыка. Ничего серьезного в ней нет. Ни в плане композиции, ни в плане исполнения.
Я только учусь играть на гитаре.И мне интересно что играли в 19-20 веке из статьи я узнал много интересного.Когда я закончу учебу на гитаре может я на учусь что-то играть из репертуара 19-20 веков.
понятное дело, что в одной небольшой статье не уместить всех выдающихся исполнителей и композиторов, но в целом весьма познавательно. даже погуглила, чтобы почитать поподробнее
Недавно я пошла учиться в музыкальную школу игры на классической гитаре. Искала в интернете хороший сайт для познания истории гитары. Ваш сайт это то, что мне будет необходимо долгое время. Он у меня в закладках. Спасибо.
Не думаю, что автор статьи хотел обидеть или унизить современных музыкантов. Просто он рассматривает именно классику 19 — 20 веков.
Т.е исходя из статьи, можно сделать вывод что более техничные и разносторонние гитаристы были на рубеже 19-20 веков? Переломный моментам я считаю в развитии гитары, стало появление такого стиля как Джаз, ну и потом конечно Блюз.
Ура! Давно хотел познать историю гитары, но не как не мог найти нормальный сайт. Перерыл весь интернет и вот я нашёл его, спасибо большое автору за столь познавательную историю.
Статья на самом деле интересная так как на гитаре играя не знала даже малого из истории про гитару, такие гитаристы были.
С гитарой общаюсь на ты уже 10 лет , можно сказать мы с ней одно целое. Неделю назад отец спросил о возникновении и вообще о истории гитары , на что я не мог дать точного ответа . Залез в интернет и после долгого поиска наткнулся на ваш сайт .Хочу сказать я впечатлен , такой обширной и познавательной информацией .Узнал много нового для себя , а так же открыл для себя новые имена , такие как :Эйтор Вилья-Лобос и Федерико Морено Торробы.
Я раньше играл на гитаре, а потом, с возрастом, свободного времени становилась все меньше и музыку забросил. Почитал эту интересною статью и вновь потянула к акустической музыке.
Давно хочу научиться играть на классической гитаре, наконец то нашел для этого подходящий сайт, огромное спасибо создателям.
Да не сменный репертуар джаза покорил меня. Очень приятно слушать когда играют с душой. Эта статья только подтверждение тому что джаз и другие стили не когда не забываются и не забудутся.
очень познавательно на самом деле незнал историю гитарной музыки ,есть имена которые надо поискать и прослушать ведь на самом деле латиноамериканскую музыку мы знаем только по «джипси кингс»»армику»много музыки слышали просто незная даже исполнителя,возможно что мы даже слышали гденибудь музыку в их исполнении но незнаем имена а это неправильно ,благодаря вашей статье мы возможно будем приятно удивлены,спасибо
Очень увлекательно написана статья,да и я давно искал про этих композиторов,очень большое спасибо за это.Звучание гитары,я раньше не знал,что фортепианные произведения могут быть в выполнении гитары,думал что это не возможно,но благодаря этой статье я узнал что очевидное.Вообщем большое спасибо администраторам за этот прекрасный сайт !!! :)
Отличная статья! Я играю на гитаре уже 7 лет и всетаки не знал как она появилась, но благодаря этой статье я начал больше уделять времени гитаре.
Много наблюдал как играют на гитаре другие люди, меня это очень заинтересовала и решил сам начать играть на гитаре.Так как я увлекаю историей решил узнать откуда взялась Гитара?После того как прочитал статью ещё больше заинтересовался гитарой.
Очень познавательная статья, узнала много нового. Почему то не думала, что гитара так популярна и за рубежом.
Статья действительно познавательная.Гитара пользуется популярностью среди молодежи.Так же есть много хороших композитов.Спасибо за этот сайт)
Благодарю, мне как раз не хватало информации для сочинения по музыке. Спасибо ещё раз, даже что то вне темы узнал.
Интересно было почитать, спасибо. Подписался на рассылку, как часто добавляете новую информацию?
Леонид, уроки гитары и интересные статьи публикуются на Гитаршколу ежедневно, так что каждый день вам на почту будет приходить одно письмо с анонсом нового материала.