Группа Dream Theater, основанная в 1985 году в Бостонском Музыкальном колледже Беркли барабанщиком Майком Портным (Mike Portnoy), басистом Джоном Маянгом (John Myung) и гитаристом Джоном Петруччи (John Petrucci), стала одним из титанов прогрессивного рока и метала. До 2008 года (когда Портной покинул Dream Theater) это трио было бессменной основой группы, а вот клавишники и вокалисты менялись. (С 1999 года пост клавишника занимает Джордан Рудесс (Jordan Rudess), а вокалистом с 1991 года является Джеймс Лабри (James LaBrie).)
Dream Theater без тени сомнения можно считать объектом поклонения всех фанатов инструментального метала на высшем уровне. Особый стиль игры Петруччи, украшающий собой 13 студийных альбомов группы, уже более 30 лет вдохновляет гитаристов разных возрастов и поколений. Звучание группы развивалось и менялось. Сначала это были более «мягкие» альбомы в стиле рок (например, Falling into Infinity), затем пришло время классического прог-рока (Images and Words), великих концептуальных альбомов, как Octavarium, и тяжелого метал-шреда, как Train of Thought. Каждый альбом – пример поразительной техники игры Петруччи. Он – непревзойденный мастер пикинга, легато, свипа, тэппинга и многого другого.
Что касается его звучания, можно взять любую гитару с хамбакером, подключить ее к современному усилителю на высокой степени перегруза, и дело в шляпе. Конечно же, если вдаваться в подробности, следует упомянуть и об именных гитарах, усилителях и педалях от Ernie Ball Music Man, Mesa/Boogie и TC Electronic соответственно, изготовленных специально для Петруччи.
Примеры сегодняшнего урока довольно сложны, поэтому давайте начнем с более простого риффа в размере 4/4. Петруччи предпочитает делать простые пауэр-аккорды, характерные для метала, более разнообразными, и высокая степень перегруза, а также определенные интервалы делают его звучание весьма диссонантным.
Риффы в стиле Джона Петруччи. Табы и ноты
В Примере 1, начинающемся на основе аккорда E5, на высоких струнах исполняется эффектная фраза с нотами Е и F#. Интервал в целый тон создает весьма интересное напряжение. В заключительном такте встречается аккорд Csus2, ведь 2 ступень на перегрузе звучит лучше, чем 3. Это позволяет поддержать сустейн аккорда при исполнении его в виде арпеджио.
Пример 2 предполагает чередование размеров 5/4 и 9/8.
Считать можно таким образом: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + | 1 + 2 + 3 + 4 + 5 |
Это дает такт с пятью полными долями и такт с половиной пятой доли. Также можно считать и до девяти.
Пример 3 построен на той же идее. За полным тактом в размере 4/4 следует неполный такт. Это создает ощущение диссонанса.
В данном случае пример записан как такт в 4/4, за которым следует такт в 7/8, но подобную идею можно также записать и в размере 15/8.
В следующем примере (Пример 4) размеры меняются в каждом такте. Они чередуются между 4/4, 7/8 и 3/4. Это непростой пример, поэтому перед тем, как приступить к нему, не забудьте потренировать счет. Добейтесь того, что от механического счета вы перейдете к ощущению фразы – особенно это касается тех мест, где ноты нельзя отнести к какой-либо тональности или гамме.
Пример 5 очень сложен в ритмическом плане. Здесь наблюдается чередование четырех разных размеров, основанных на шестнадцатых нотах. Секрет в разделении каждого такта на более мелкие группировки и их просчет. Я постарался сделать эти группировки более наглядными.
Первый такт состоит из повторяющейся трехнотной группы (восьмая нота, за которой следует шестнадцатая), затем исполняется группа из четырех нот и в конце группа из трех нот. В результате получаем следующую схему:
1 2 3 | 1 2 3 | 1 2 3 4 | 1 2 3 |
Попробуйте проанализировать следующие такты этим же методом.
Последние три примера демонстрируют мастерство Петруччи в области солирования, в том числе и в технике легато. Пример 6 демонстрирует быстрый переход от второго лада вверх к пятнадцатому. По сути, здесь повторяется мотив на основе восьмых нот в рамках схемы «три ноты на струну», за чем следует переход к следующей фигуре (с участием первого пальца). Чтобы сыграть этот пример быстро, вам понадобится уверенность в работе с этой схемой – в данном случае в тональности G.
Следующая идея (Пример 7) представляет собой сложную фразу, сочетающую свип-пикинг, тэппинг и растяжки левой руки. Основой является Е-лидийский лад (E–F#–G#–A#–B–C#–D#). Фраза играется в области от 12 до 18 лада. Растяжки потребуются как для исполнения арпеджио свипом, так и для игры легато на высоких струнах.
Также интересен момент повторения ноты при смене направления свип-пикинга. При игре в высоком темпе это звучит очень здорово. (Нечто подобное характерно и для стиля Тосина Абаси (Tosin Abasi).) Это также немного облегчает фразу, потому что вам не приходится играть через струну.
Важно, чтобы при игре свипом звукоизвлекающая рука располагалась над грифом – это облегчает переход к тэппингу на 19 и 21 ладах. Игра над звукоснимателями значительно усложнит задачу.
Заключительный пример (Пример 8) демонстрирует унисонные и гармонические пробежки гитары Петруччи и клавиш Джордана Рудесса. Они очень характерны для музыки Dream Theater. Послушайте, например, “In the Presence of Enemies Pt. 1”, “This Dying Soul” и “In the Name of God”.
Само собой разумеется, что для исполнения данного примера вам потребуется уверенный навык игры переменным штрихом. Петруччи владеет им просто идеально. В сочетании с гармонией на клавишах любые колебания в звукоизвлечении полностью разрушат всю фразу. В данном примере клавиши и гитара играют с интервалом в терцию. Начинайте тренировать фразу в медленном темпе и наращивайте скорость постепенно.
СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!! КЛАСС