Хочу рассказать вам о своих сложных отношениях со свип-пикингом. Если честно, свип-пикинг всегда пугал меня (и все еще пугает). Даже не знаю, почему, но мне пришлось потратить несколько лет на то, чтобы научиться им пользоваться. И только относительно недавно я осознал, что начал применять эту технику время от времени.
Видимо, я наконец-то вырос окончательно и понял, что к чему.
Когда начинаешь заниматься новой техникой, очень важен «контекст»: откуда она пришла в арсенал, как ее изучать и, конечно ее применение. Меня никогда не привлекал неоклассический подход к свип-пикингу – несмотря на всю его важность для рока и метала. Я не мог найти ему подходящего применения. Просто, видимо, это не мое. Но арпеджио играют важную роль в сочинении и исполнении музыки, и сейчас свип-пикинг стал для меня актуальной темой.
Поэтому я решил приспособить все эти схемы на пять струн для своего звучания. Статья должна быть относительно краткой, поэтому не будем углубляться в детали, но мне бы хотелось рассказать вам о том, как все это начиналось. Не то чтобы я был откровенно против свипа – мне просто хочется сделать его более современным.
Итак, начнем.
Сначала – для тех, кто еще не знаком с этой техникой – я поясню, в чем суть. Следует играть каждую ноту арпеджио так чисто, как только возможно, как бы продавливая медиатор сквозь струны. Если делать это довольно быстро – на восходящих или на нисходящих пассажах – получится интересный эффект.
Упражнения на свип для электрогитары
Пример 1 – это простое арпеджио D мажор (D–F#–A) в триольном ритме и в среднем темпе. Это упражнение поможет вам развить ощущение звучания и структуры этого подхода к звукоизвлечению. Обращайте внимание на качество каждой ноты. По пятой, четвертой, третьей и второй струнам следует играть одним даунстроком или апстроком.
В Примере 2 мы переходим к трезвучию F#m (F#–A–C#), которое также является диатоническим для тональности D мажор. Это арпеджио потребует от вас немного больше растяжки, особенно на верхних струнах. Поэтому старайтесь по максимуму расслаблять мышцы рук.
А теперь перейдем к уменьшенному трезвучию – в нашем случае это будет G#dim (G#–B–D). Оно может показаться несколько странным, но очень поможет нам в следующих примерах.
Далее (Пример 4, Пример 5, Пример 6) мы разделим те же три арпеджио и попробуем начать увеличивать скорость. Будем играть четверти, четвертые триоли, восьмые, восьмые триоли, шестнадцатые, а потом то же самое в обратном порядке. Для начала повторите длительности нот.
А теперь о том, как это было в моем случае. Мне нужен был путь для исполнения этих арпеджио вверх и вниз по грифу, подходящий к моему пониманию легато. Я покажу, как двигаться по грифу с использованием диатонических нот на трех струнах (Пример 7), четырех струнах (Пример 8) и пяти струнах (Пример 9). Диатоническая или функциональная гармония очень важна для написания музыки и полезна при отработке техники.
Идея в том, чтобы соединить арпеджио друг с другом. Я считаю, это придает звучанию свипа больше легатности, в отличие от скоростного неоклассического подхода.
А сейчас пройдемся по нескольким трезвучиям с применением обращений. В Примере 10 мы играем первые обращения трезвучий D мажор (D–F#–A) и Е мажор (E–G#–B). Обращением называется изменение порядка нот. В данном случае каждое трезвучие имеет терцию (F# для D мажора и G# для Е мажора) в басу.
Далее перейдем ко второму обращению тех же трезвучий (Пример 11).
И в завершение (Пример 12) пройдемся по всем обращениям мажорных аккордов D и Е на пяти струнах вверх и вниз по грифу. Очень хорошая тренировка!
Вот и все на сегодня. Спасибо, что читали! Продолжайте играть!