Сегодня слово «неоклассика» вызывает у многих музыкантов несколько негативные эмоции, но нельзя забывать о том, что в свое время неоклассическое движение дало толчок огромному количеству инноваций и способствовало развитию мира гитары.
Под эгидой Ингви Мальмстина (Yngwie Malmsteen) и Рэнди Роадса (Randy Rhoads), с подачи Ули Джона Рота (Uli Jon Roth) и Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore) (а также Баха, Моцарта, Паганини и т.д.) и при поддержке Джейсона Беккера (Jason Becker), Марти Фридмана (Marty Friedman), Тони МакАлпайна (Tony MacAlpine) и других музыкантов Shrapnel Records неоклассический период в истории современной рок-гитары стал временем доселе невиданного технического прогресса и изобретательности.
Почему же так произошло? Да просто потому, что играть такую музыку было круто, а звучала она просто отлично!
Одним из самых интересных компонентов неоклассического саунда является использование педального тона. Хороший пример этому — первая половина риффа “Crazy Train” или композиция Halloween. Нельзя говорить о неоклассической музыкальной теории, не употребляя некоторых важных терминов из итальянского языка, поэтому отметим, что примеры в сегодняшней статье сыграны в тональности Е гармонический минор (E, F#, G, A, B, C, D#) с педальными тонами в остинантной фразировке с повторяющимися музыкальными рисунками.
Примеры неоклассик-метал риффов
Рекомендую разобраться с этим типом фразировки, ведь он добавит вашему звучанию тематической направленности, поможет научиться создавать интересные пассажи и значительно повысит ваш уровень техники импровизации. ПРИМЕР 1: нота Е на 12 ладу шестой струны служит педальным тоном, а остинато заключается в комбинации “12-11-12.» Первая нота каждой группы из шестнадцатых нот меняется на каждой доле. Все изменяющиеся ноты зажимайте указательным пальцем, кроме ноты А (10 лад) на второй струне — ее следует зажимать средним пальцем.
ПРИМЕР 2 включает в себя более крупное остинато в группах нот на шестой струне с педальным тоном, зажимаемым мизинцем, а меняющиеся ноты поднимаются по хроматической гамме на второй струне. В новом треке Слэша (Slash) “Anastasia” можно найти похожую идею.
Смещение педального тона и повтор фразы в нижнем регистре в духе Джорджа Линча (George Lynch) (см. ПРИМЕР 3) создает мощный ритмический толчок. Обратите внимание на даунстроки на меняющихся нотах и на смещение рисунка в четвертом такте.
ПРИМЕР 4 написан в стиле Паганини, Ингви и Джо Стампа (Joe Stump). Здесь остинато движется в другом направлении, перемещаясь по четырем струнам и включая в себя игру через струну.
Последний на сегодня ПРИМЕР 5 предполагает смещение педального тона и остинато еще ниже, в результате чего получается убийственный ритмический рифф, который бы определенно понравился гитаристам вроде Джеффа Лумиса (Jeff Loomis). Попробуйте сыграть его как переменным штрихом, так и только даунстроками.
На сегодняшний день неоклассический тренд прекратил свое развитие, но его душа живет в творчестве таких мастеров гитары, как Стив Вай (Steve Vai), Джо Сатриани (Joe Satriani), Пол Гилберт (Paul Gilbert), Джордж Линч (George Lynch) и Джон Петруччи (John Petrucci). Современные шреддеры, в числе которых Крис Бродерик (Chris Broderick), Джефф Лумис (Jeff Loomis) и Алекси Лайхо (Alexi Laiho), продолжают неоклассические традиции, с их помощью выводя гитарную музыку на новый уровень. Огромное количество новых рок- и метал-групп открывают для себя этот стиль и вдохновляются им. Как и в случае с классической музыкой, неоклассика — неиссякаемый источник новых идей.
Послушайте, например, творчество Джейсона Беккера времен Perpetual Burn или музыку других гитаристов, подобных ему, и вы сами убедитесь в этом! Удачи!