Прогрессив-рок хорош тем, что заставляет музыкантов думать над тем, как превратить простые идеи в что-то новое. Отличный пример этому – обычные мажорные трезвучия. Это то, что мы слышим постоянно и практически в любом стиле рок-музыки.
К известным гитаристам, активно пользующихся ими, относится и Стив Морс (Steve Morse). Он работал в очень многих группах, в том числе Dixie Dregs, Kansas и Deep Purple, а также в прог-рок-супергруппе Flying Colors.
Давайте начнем с основных понятий и определений. Прежде всего, нужно знать, что трезвучие представляет собой трехнотный аккорд, чаще всего состоящий из тоники, терции и квинты конкретной тональности. Пусть это будет тональность E мажор (E–F#–G#–A–B–C#–D#). Возьмем первую, третью и пятую ноты мажорной гаммы (E, G# и B соответственно) и получим мажорное трезвучие. Порядок нот, или обращение, не имеет значения. В любом случае функция трезвучия сохраняется.
В Примере 1 вы увидите ноты трезвучия Е, сыгранные вверх по грифу в виде обращений на фоне басовой ноты Е. При этом каждое обращение состоит исключительно из нот E, G# и B.
На основе гаммы Е мажор можно получить и другие трезвучия, если начать от любой другой ноты. Например, если начать с F#, взять ноту на терцию выше (A) и ноту на квинту выше (C#), получится трезвучие F#m. Эта концепция выходит за рамки того, о чем мы будем говорить в данной статье, но знание основной гармонии мажорной гаммы просто необходимо.
Пользоваться можно всеми трезвучиями, но для простоты ограничимся мажорными. По сути, 90 процентов рок-групп тоже основывают свое творчество на старых, добрых мажорных трезвучиях.
Следующие примеры (Пример 2 и Пример 3) объединяют мажорные трезвучия E, A и B на фоне басовой ноты Е, в результате чего получается некое подобие риффа. Он характеризуется классическим Е-мажорным звучанием, потому что включает в себя все ноты мажорной гаммы.
Один из способов разнообразить эти трезвучия и сделать их более «прогрессивными» – модальное чередование. По сути, это «заимствование» аккордов из других тональностей для создания модального звучания. В прошлых примерах мы ограничивались нотами, являющимися диатоническими для тональности Е. А что, если взять аккорды тональности А?
В этой тональности также есть три мажорных трезвучия — A, D и E. Два из них присутствуют и в тональности Е, за исключением трезвучия D. Если взглянуть на ситуацию с точки зрения басовой ноты Е, получаем Е-миксолидийский лад (E–F#–G#–A–B–C#–D). Пример 4 – демонстрация этой идеи.
Если сравнить Е мажор и Е-миксолидийский лад, трезвучие D характерно для миксолидийского лада, потому что его тоника (D) не присутствует в гамме Е мажор. Поэтому если при написании риффов в Е мажоре вы включаете в них трезвучие D мажор, это и есть заимствование аккорда из Е-миксолидийского лада. Запомните следующее: мажорное трезвучие на целый тон ниже тоники дает миксолидийское звучание. Пример 5 иллюстрирует это.
Также можно экспериментировать с мажорными трезвучиями из других ладов и смотреть, как они звучат на фоне конкретных басовых нот. Например, Е-эолийский лад (E–F#–G–A–B–C–D) включает в себя те же ноты, что и G мажор (G–A–B–C–D E–F#). В Примере 6 мы берем мажорные трезвучия G, D и C из тональности G для придания оттенка эолийского звучания на фоне басовой ноты Е.
Пример 7 – рифф в стиле группы Van Halen, объединяющий трезвучия как из Е-эолийского (C, D и G), так и из Е-миксолидийского (D, E и A) ладов. Такое объединение трезвучий очень в духе Эдди. Подобные примеры можно услышать в большинстве его известных риффов, в том числе “Panama” и “Jump”.
Заключительный на сегодня пример (Пример 8) напоминает творчество Джона Петруччи (John Petrucci). В нем вы найдете все трезвучия, о которых мы говорили, и в дополнение к ним – трезвучие F мажор (заимствованное из Е-фригийского лада, E–F–G–A–B–C–D) и даже трезвучие Eb. Оно служит своеобразным мостиком к D.
Эта концепция имеет огромный потенциал для развития, и очень легка к применению. Главное – не бояться экспериментов и искать те варианты, которые нравятся именно вам. Поэтому играйте, и пусть ваша игра становится все более «прогрессивной»! Удачи!
В принципе занимательно, но вот не понятно, на какой уровень человека с китарой это ращитано? Начинающий просто не сможет ни прочитать ноты, ни сыграть эти не сложные звуки. А человку опытному, это в принципе и не нужно? Может быть, тем кому за 50 и он играл в школьной группе. И выйдя на пенсию, смог купить себе гитару, которая в 70-80е. Года, даже не могла и приснится. Ещё купил примочки, и ВПАЛ В СЧАСТЛИВЫЙ ПОДРАСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ. Вот только одно плохо. Удивлять некого. Особенно это относится к женскому полу. Когда ты на какой-то коробочке именовавшейся ФУС заставляешь рычать породию на гитару, а если ещё соло слабать круто не наверзать. Ооо! Вот тут в новогодние дни столько … ну три максимум, но всё же самых красивых чевочек трахнешь. Вот , кроме любви к искусству, была ещё одна мотивация задалбывать родителей «брынчанием на гитаре» и не делая то, что задали в муз. школе играть на фортеплясе. О הי (Боже). Вы меня прямо на мемуары настроили!!!
ну и дурак ты, мемуарщик несложившийся))