Вы, наверное, удивитесь, но разделение на мажор и минор часто весьма условно, а грань между ними размыта.
К примеру, вы играете соло на фоне какого-либо грува, но терция тонического (или «домашнего») аккорда не определена четко, соответственно, вы можете легко варьировать между мажорной или минорной окраской, не противореча при этом аккорду.
Я считаю, что прежде всего нужно определиться со стилем, в котором вы играете. Тогда будет легче почувствовать, что в данном случае допустимо, а что нет. Если вы играете джем со Стивом Ваем (Steve Vai), вы однозначно можете играть все, что угодно. Но если вы — сессионный гитарист, работающий с поп-музыкантами, это может серьезно ограничить ваши творческие порывы.
Я не раз обсуждал «противостояние» мажора и минора с другими музыкантами и убедился в том, что иногда «неверный» ход как раз-таки самый лучший.
Например, вы солируете на фоне фигуры с педальным тоном С, наподобие той, что представлена на РИС. 1. В этом случае у вас есть два варианта. Первое — играть ноты подразумеваемого трезвучия. Если это аккорд С, то, соответственно, ноты С, Е и G. Второе — играть что-нибудь абсолютно другое. Я бы, скорее всего, сыграл то, что показано на РИС. 2. А именно, хаммер-он к малой терции Eb, подчеркнутый движением рычага. Это подход «рокера, который любит все странное и необычное».
Можно также выбирать ноты, четко показывающие тональную среду. В первом такте РИС. 3 я играю ноты С, Bb и Е, что свидетельствует об аккорде С7 или С-миксолидийском ладе (C D E F G A Bb). Во втором такте я возвращаюсь к нотам трезвучия С мажор.
Если вы играете в тональности С мажор, но вдруг решаете перейти к малой терции Eb, возникает вопрос: а как же восстановить мажорное звучание? Посмотрите на РИС. 4. Я начинаю с аккорда С мажор, затем делаю бенд от малой терции Eb к большой терции Е и разрешаю фразу бендом к тонике С.
Бывают случаи, когда малая или большая терция уже подразумевается основным риффом. На РИС. 5 я играю октаву G# на фоне открытой шестой струны, чтобы подчеркнуть Е мажор. А на РИС. 6 я сохраняю эту идею, двигаясь от аккорда Е к аккорду G5, что полностью меняет картину. На РИС. 7 и 8 вы найдете еще два примера тому, как можно поступить с этой аккордовой прогрессией, стирая грань между мажором и минором.
Если понравился урок и ты действительно хочешь научиться играть на гитаре, обязательно подпишись на рассылку от Гитаршколы.