Слепой американский гитарист (и баптистский священник) Преподобный Гэри Дэвис (Rev. Gary Davis, 1896-1972) выпустил свою первую запись в 1935 году в городе Дареме (район Пидмонт), штат Северная Каролина. Эта запись — смесь блюза, рэгтайма, кантри и поп-музыки — была сделана вместе с Блайнд Боем Фуллером (Blind Boy Fuller) и Булл Сити Редом (Bull City Red). Вскоре подобную музыку стали называть «Пидмонт-блюзом» (“Piedmont Blues”).

На стиль игры Дэвиса повлияло творчество таких музыкантов, как Блайнд Блэйк (Blind Blake), Лонни Джонсон (Lonnie Johnson) и Блайнд Вилли Джонсон (Blind Willie Johnson), а также джаз и госпел. Особенностями его музыки можно считать линии баса, играемые пальцами, и мелодии на высоких струнах. Обе партии исполняются одновременно — такой стиль стал результатом попыток Дэвиса адаптировать рэгтайм на пианино для гитары.

В 1940-е годы Дэвис переехал в Нью-Йорк, где ему частенько приходилось играть и петь на улицах Гарлема (в 1960 году вышел его альбом Harlem Street Singer). Так он привлек внимание представителей нью-йоркской фолк-сцены, в том числе Вуди Гатри (Woody Guthrie) и Пита Сигера (Pete Seeger).

Дэвис сыграл важную роль в процессе возрождения фолка в начале шестидесятых годов двадцатого века. Многие музыканты-представители этого стиля (например, трио Peter, Paul and Mary, Джоан Баэз (Joan Baez) и Боб Дилан (Bob Dylan)) записывали кавер-версии его композиций (“Samson and Delilah”, “Cocaine Blues”). Гитарно-вокальные версии “Candy Man” и “Crucifixion” Дэвиса, а также инструментальные произведения, например, “Soldiers Drill” и “Slow Drag (Cincinnati Flow Rag)”, вдохновляли и продолжают вдохновлять гитаристов, предпочитающих пальцевый стиль. Среди них Рай Кудер (Ry Cooder), Йорма Кауконен (Jorma Kaukonen), Донован (Donovan), Тадж Махал (Taj Mahal), Стефан Кроссмэн (Stefan Grossman) и многие другие. Давайте подробнее остановимся на композиции “Slow Drag (Cincinnati Flow Rag)” с альбома Дэвиса The Guitar & Banjo of Reverend Gary Davis 1964 года.

Уроки гитары от Гэри Дэвиса

Она исполняется всего двумя пальцами — большим и указательным (Дэвис играл ее со специальными медиаторами для большого и указательного пальцев). На РИС. 1 вы видите упрощенную версию основной темы композиции. Третья и четвертая струны атакуются большим пальцем, а указательный палец извлекает ноты на двух верхних струнах, одновременно делая легкое движение вверх.

Медленный темп:

Ноты Гэри Дэвиса


 

РИС. 2 — более сложный вариант, исполнявшийся самим Дэвисом. После каждого дабл-стопа указательным пальцем нужно атаковать вторую струну (движением вверх). В основном эти удары приходятся на слабые доли. Это значительно обогащает грув.

Медленный темп:

Пальцевый стиль со слабыми долями


 

Рифф на РИС. 3 приходится на аккорды G, D7, G7 и C в открытых позициях, что очень напоминает основную тему композиции. (Обратите внимание на то, что в зажатии аккорда G7 в конце такта 2 участвует также и большой палец.) Фигуры из одиночных нот с джазовым оттенком (исполняемые большим и указательным пальцами поочередно) расставляют акценты во фразах.

Медленный темп:

Ноты пальцевый стиль на гитаре


 

“Slow Drag” богата на так называемые «тернэраунды» (turnaround) — закрученные риффы, играемые в конце блюзовой фразы и возвращающие к ее началу. Схема на РИС. 4 как раз и демонстрирует такой рифф, объединяющий аккорды F, F#dim7, C, A, D7 и G7. Здесь нам встречается новая аппликатура для звукоизвлекающей руки: две ноты извлекаются большим пальцем, а затем следует пара быстрых ходов указательным пальцем.

Медленный темп:

Ноты тернэраунд в пальцевом стиле


 

И в завершение посмотрим, чем же заканчивается эта замечательная композиция. На РИС. 5 представлена фраза, которую можно считать комбинацией аккордов в открытой позиции (C, Gm/Bb, F/A, Fm/Ab, C/G, G7 и C) и басовых нот (движение по хроматической гамме) — результат обращения аккордов (аккорды с терцией, квинтой или септимой в басу).

Медленный темп:

Пальцевый стиль с обращением аккордов в открытой позиции

Добавить комментарий