Гитара — отличный инструмент, ведь она дает возможность играть одни и те же ноты и их последовательности разными способами.

Поэтому мы, гитаристы, можем (и должны) изучать разные варианты и приемы, экспериментируя с альтернативными аппликатурами, техниками звукоизвлечения и фразировкой. Часто для конкретной фразы есть какая-то определенная — «волшебная» — аппликатура и техника звукоизвлечения, которая делает эту фразу наиболее легкой и эффективной.

Гитарный гуру Пол Гилберт (Paul Gilbert) — сторонник подхода «наименьшего сопротивления». Он — автор огромного количества новшеств, но один из его самых полезных приемов — это арпеджио с пропуском струн. В данном случае, вместо игры стандартного «баррэ с перекатом пальца» или абсолютно неэффективных арпеджио свипом, изображенных в ПРИМЕРЕ 1a, вы смещаете ноту на второй струне к ее эквиваленту на третьей струне и переходите к переменному штриху, отказываясь от свип-пикинга (ПРИМЕРЫ 1b и 1c).

ПРИМЕРЫ 2a-c и 3a-c демонстрируют аппликатуры мажора и минора с пониженной пятой ступенью соответственно.

Техника звукоизвлечения Паула Гилберта

Имейте в виду, что тоникой является нота на четвертой струне и нота на первой струне, зажимаемая указательным пальцем. При игре переменным штрихом все даунстроки попадают на сильные доли.

Также сюда можно добавить легато с нотами на одной струне. Исполняя арпеджио таким образом, правая рука двигается по схеме переменного штриха, не вступая в контакт со струной во время легато. Так возникает физическая связь с грувом, ведь даунстроки на сильные доли усиливают атаку после апстроков, Это облегчает игру фраз и дает возможность играть быстро на высоких скоростях.


Арпеджио “вверх и вниз”

ПРИМЕР 4 показывает арпеджио в стиле “вверх и вниз”. Обычно это можно услышать в прогрессиях свип-пикингом, но комбинация ритмического пикинга и легато придает фразе абсолютно другое настроение. Обратите внимание на движения правой руки. Шестнадцатые ноты должны быть ровными вне зависимости от того, извлекается ли нота медиатором или легато. Попробуйте сыграть подобную фразу на фоне ваших любимых прогрессий, сдвигая аппликатуры (мажор, минор или минор b5) соответственно тонике на четвертой и первой струнах.

арпеджио вверх и вниз

Еще одно преимущество этого приема — возможность встраивать такие фразы в мелодически и ритмически интересные рисунки, что было бы практически невозможно сделать другим способом.


Посмотрите на идеи ПРИМЕРА 5 . Возможно, вы найдете что-то, что вдохновит вас на дальнейшую тренировку этого приема, и вы разовьете его по-своему. Отрабатывайте каждый такт как самостоятельную фразу, а затем объединяйте их в общий рисунок.

Метод игры арпеджио на гитаре


Также посмотрите ПРИМЕР 6 в духе Нуно Беттенкура (Nuno Bettencourt) из Extreme (послушайте Pornograffitti — это просто кладезь для каждого гитариста). Вспомните отрывок из фильма Невероятные приключения Билла и Теда (Bill and Ted’s Excellent Adventure) и вы поймете, о чем я.

Арпеджио в стиле Нуно Беттенкура


ПРИМЕР 7 написан в стиле Гилберта. Это прогрессия, напоминающая творчество Баха, вообще-то предусмотренная для клавишного инструмента, но звучащая не менее круто и на гитаре с эффектом дисторшн. Обратите внимание на небольшое изменение аппликатуры в такте 3 (C к C#m (b5)), а также смену позиций (между 14 и 11) в такте 4.

Арпеджио в стиле Гилберта

Эту технику можно использовать в игре соло, а также в игре перкуссивного ритма (особенно в комбинации с палм-мьютингом и динамикой). Также она звучит очень здорово с эффектом цифрового дилея в стиле Гилберта и Эджа.

Прорабатывайте фразы, ускоряйтесь постепенно, следите за четкостью движений и придумывайте собственные ходы! Удачи!

  1. Максим:

    Отличная школа пола гилберта! Очень полезный урок.

Добавить комментарий