Сегодня мы поговорим о том, как лучше всего тренировать и применять технику игры через струну. В восьмидесятые и девяностые годы двадцатого века Эрик Джонсон (Eric Johnson), Пол Гилберт (Paul Gilbert), Нуно Беттанкур (Nuno Bettencourt), Шон Лэйн (Shawn Lane) и другие легендарные рокеры значительно раздвинули границы возможного на гитаре. И игра через струну относится к тем принципам, которые были развиты и усовершенствованы этими выдающимися гитаристами.

Основная идея проста. Играя фразу, вы не переходите к соседней струне.

Гитаристы обычно играют ходы, включающие восходящие или нисходящие пассажи на соседних струнах. Но простым пропуском струны можно добиться звучания, менее характерного для стандартной гитары. Пол Гилберт назвал такую технику «способом игры фраз, которые звучат так, как будто они были придуманы не для гитары».

Ее можно использовать для создания фраз и мелодий, включающих большие интервалы, а применение ее к модальным или пентатоническим гаммам приведет к рождению необычных и интересных ходов. Игра через струну — отличная возможность исполнять арпеджио с легато или комбинации легато и тэппинга. Всем известно, что арпеджио на гитаре довольно сложно играть чисто и четко, ведь часто приходится играть ноты на соседних струнах. Переменный штрих и свип-пикинг часто приводят к кашеобразному звучанию, потому что ноты сливаются друг с другом.

Одним из признанных мастеров игры через струну несомненно является Пол Гилберт. С помощью этой техники он играет произведения классических композиторов, адаптируя для гитары мелодии, написанные, например, для фортепьяно или скрипки. В видео ниже вы можете увидеть, как он играет The Well-Tempered Clavier Баха (Bach).

Пример 1 — это простое упражнение, демонстрирующее технику игры через струну в рамках минорной пентатоники А (A-C-D-E-G). Мы просто перескакиваем через соседнюю струну, возвращаясь обратно к соседней нижней струне, и продолжаем восходящее движение. Затем применяем ту же идею для нисходящего пассажа.

Игра через струну на гитаре


Пример 2 — это фраза в духе Пола Гилберта, основанная на том, что он играет в своей кавер-версии композиции Джеффа Бека (Jeff Beck) “El Becko.” Помню, как в начале девяностых годов я купил сборник гитарной музыки с этим треком. Уже тогда меня поразило звучание этой пентатонической фразы. После бенда на целый тон фраза идет вниз ходами через струну на основе пентатоники А минор. Завершающая пентатоническая пробежка украшена добавленной второй ступенью.

Гитарная фраза в стиле Джеффа Бека


В Примере 3 мы вновь сталкиваемся с пентатонической гаммой А минор. Эта фраза основана на секстольном ритме с восходящим пассажем на третьей и первой струнах. Для пассажа характерны большие интервалы и структура, напоминающая уже знакомую нам пентатоническую фигуру.

Игра через струну на электрогитаре


Для Примера 4 я выбрал типичную гамму G мажор (G-A-B-C-D-E-F#) по схеме «три ноты на струну». Данная аппликатура — одна из семи, которые покрывают весь гриф. Если остальные шесть вам не знакомы, советую ознакомиться с ними. Они очень важны для игры соло по всему грифу.

Игра на гитаре по схеме три ноты на струну


Творчество австралийского гения легато Бретта Гарседа (Brett Garsed) стало основой для Примера 5. Здесь мы проходим по всем семи модальным аппликатурам гаммы G мажор. Фраза завершается первоначальной фигурой, сыгранной на октаву выше.

Гитарная фраза в духе Бретта Гарседа


Пример 6 — классическая игра Пола Гилберта. Мы вновь двигаемся вверх по гамме. Здесь мы играем восходящий пассаж на третьей и первой струнах, а также смесь легато и переменного штриха на базе секстольного ритма.

Восходящий пассаж на гитаре


Пример 7 — это вариация на тему предыдущих примеров. Здесь за основу взята последовательность из шестнадцатых нот, исполняемая на третьей и первой струнах. И вновь фраза покрывает большую часть грифа и проходит по всем модальным аппликатурам.

Игра через струну


Пример 8 — классическое арпеджио в стиле Пола Гилберта, которое можно услышать в его сольных работах, а также в записях в составе Racer X и Mr. Big. Идея таких арпеджио в том, что нота, которая обычно исполняется на второй струне при игре арпеджио в аппликатуре Е мажор или Е минор, здесь переносится на третью струну. Это придает звучанию плавность за счет соединения частей арпеджио приемом легато.

Легатная техника при игре арпеджио


Пример 9 — фраза в стиле Нуно Беттанкура (Nuno Bettencourt). Она демонстрирует его подход к игре арпеджио через струну. Фраза основана на секстольном ритме и вращается вокруг последовательности, повторяющейся в разных арпеджио и включающей несколько вариантов аппликатуры, которые позволяют исполнять обращения как мажорных, так и минорных арпеджио. Фраза заканчивается восходящей и нисходящей фигурой, в состав которой входят аппликатуры уменьшенных аккордов с игрой через струну на фоне аккорда E7/G#.

Фраза в духе Нуно Беттанкура


В Примере 10 фраза демонстрирует аппликатуры для всех диатонически гармонизованных арпеджио септаккордов в тональности G мажор. Здесь арпеджио присутствуют в форме аппликатур с пропусками струн, причем тоника приходится как на пятую, так и на шестую струны. Это очень эффективный способ игры арпеджио септаккордов, кроме того, у него очень интересное звучание, обусловленное большими интервалами.

Гитарные фразы с большими интервалами


Пример 11 — мощный пассаж в D-дорийском ладу (D-E-F-G-A-B-C), обрисовывающий разные варианты арпеджио на фоне аккорда Dm7. Применение техники игры через струну для исполнения арпеджио септаккордов значительно облегчает игру сложных фраз.

Фразы в дорийском ладу на гитаре


Последний на сегодня пример (Пример 12) написан в стиле Гатри Гована (Guthrie Govan). Фраза основана на эксклюзивной аппликатуре арпеджио минорного септаккорда по схеме «четыре ноты на струну». Здесь потребуется практика и хорошая растяжка пальцев. Кроме того, первая нота на каждой струне исполняется хаммер-оном первым пальцем левой руки. Тренируйте фразу медленно, но даже играя в медленном темпе, следите за соблюдением ритмического рисунка.

Гитарная фраза в стиле Гатри Гована

Добавить комментарий