Наклейки
Гитаршкола — упражнения для гитары.

Преподаватель джаз гитарыЗапаситесь терпением и усидчивостью. Если Вы учитесь играть на электрогитаре в стиле джаз, этот урок Вам просто необходим к изучению.

Тритоновая замена – одна из самых часто применяемых аккордовых замен в джазе. К этому приему джазовые гитаристы прибегают вновь и вновь, занимаясь изучением особенностей игры соло и аккомпанемента. Но не всегда ясно, что именно имеется в виду под тритоновой заменой.

Давайте разберемся с этим важным и так здорово звучащим приемом. В рамках этого урока мы займемся разбором различных аккордов, гамм и арпеджио, чтобы вы смогли успешно применять принцип аккордовой замены на практике.

Сегодня вы научитесь использовать арпеджио септаккордов и аккордов 7#11 для построения тритоновой замены в аккордовой прогрессии ii V I. Так вы сможете значительно повысить свой уровень игры и поймете, как легко и быстро можно создавать такие же интересные и захватывающие соло, как это делает ваш любимый джазовый гитарист.

Итак, начнем!

Что же подразумевается под тритоновой заменой?

Для начала разберемся в теории тритоновой замены. После этого мы будем готовы к переносу этой информации на гитарный гриф. Проще говоря, тритоновая замена представляет из себя вот что: у нас есть септаккорд V7, например, D7 в примере ниже. Мы замещаем его аккордом bII7. В нашем примере это Ab7.

Это работает, потому что третья и седьмая ступени одинаковы для обоих аккордов. То есть, третья и седьмая ступени аккорда D7 (F# и C) одновременно являются седьмой и третьей ступенями аккорда Ab7 (Gb(F#) и C). Именно благодаря этому, эти аккорды могут так легко заменять друг друга при игре аккомпанемента и соло.

Проработайте следующий пример. Обратите внимание на то, что звучание обеих аккордовых прогрессий – ii V I и ii bII I – очень схоже, но ощущаются они по-разному. Причина этому – особое движение басовых нот в каждой прогрессии.

Что такое тритоновая замена

Тритоновая замена в арпеджио септаккорда

Мы разобрались в сущности тритоновой замены. Теперь давайте перенесем эту идею на гитарный гриф, чтобы вы смогли применить ее в игре соло и импровизаций. Для начала стоит выучить арпеджио аккорда bII7, чтобы впоследствии применять его в соло на фоне аккорда V7 в рамках аккордовой прогрессии ii V I, как показано в первом примере.

По возможности, разберите аппликатуры этих арпеджио во всех 12 тональностях по всему грифу. Затем попробуйте сыграть соло на фоне аккордовой прогрессии ii V I (например, под соответствующий минус). Используйте арпеджио ii bII I из примера ниже.

Когда вы сможете уверенно играть эти арпеджио, попробуйте применить к данной аккордовой прогрессии любое арпеджио септаккорда, которое вы знаете. Так вы сможете использовать эту идею для игры в любой позиции на грифе и будете без проблем пользоваться ей на практике.

Тритоновая замена в арпеджио септаккорда табы

Чтобы помочь вам, мы записали пример фразы на фоне прогрессии ii V I в тональности G мажор. Здесь арпеджио bII7 играется поверх аккорда V7 (такт 2). Разберитесь с этой фразой в тональности G мажор. Затем перенесите ее в другие знакомые вам тональности, чтобы понять, как она будет звучать в разных позициях по всему грифу.

После этого вы можете придумать 4-5 собственных фраз на основе той же идеи – арпеджио bII7 поверх аккорда V7. Ну и конечно, приступайте к игре соло на фоне прогрессии ii V I, отрабатывая только что придуманные фразы и сочиняя новые на базе тех же арпеджио.

Тритоновая замена в арпеджио септаккорда ноты

Тритоновая замена в арпеджио аккорда 7#11

Этот подход можно развивать дальше. Например, можно применить его при использовании аккорда 7#11 для тритоновой замены в такте 2 аккордовой прогрессии ii V I (см. пример ниже).

Арпеджио bII7#11 отлично сочетается с гармонией V7, так как ступень #11 аккорда bII – это та же нота, что и тоника аккорда V7. Это видно на примере ниже – нота D одновременно является #11 ступенью аккорда Ab7 и тоникой аккорда D7. Разберите аппликатуры арпеджио в примере ниже и начинайте играть соло с их применением на фоне прогрессии ii V I. Так вы услышите, как звучит аккорд 7#11 поверх аккорда V7 в данной прогрессии.

Чтобы успешно пользоваться этими приемами на практике, можете взять любое арпеджио септаккорда, которое вы знаете (на любых струнах) и просто понизить третью ноту (пятую ступень), чтобы превратить это арпеджио в арпеджио 7#11.

Это поможет вам лучше понять и почувствовать звучание арпеджио 7#11 без необходимости изучения кучи новых аппликатур. Вы сможете создавать новые фразы и ходы, основываясь на том, что вам уже знакомо, ведь вы трансформируете арпеджио септаккордов в арпеджио 7#11, изменив всего одну ноту.

Тритоновая замена в арпеджио аккорда 7#11

Вот пример того, как фраза, основанная на арпеджио bII7#11, ложится на аккорд V7 в такте 2 аккордовой прогрессии ii V I в тональности G мажор. Как только вы сможете играть эту фразу уверенно, перенесите ее в другие тональности, а затем начинайте импровизировать и сочинять собственные фразы на основе тритонового арпеджио bII7#11 в том же контексте.

Тритоновая замена в арпеджио аккорда 7#11 табы

Очевидно, что арпеджио септаккордов и 7#11 позволят вам легко применять тритоновую замену в прогрессии ii V I. Этот прием значительно разнообразит ваши джазовые импровизации.

Испробуйте его уже на следующей репетиции! Ну и конечно, изучая тритоновые арпеджио, не забывайте о собственных идеях! Удачных вам экспериментов!

Мэтт Уорнок (Matt Warnock) – основатель и владелец mattwarnockguitar.com – бесплатного Интернет-ресурса, где гитарист любого уровня сможет найти сотни полезных уроков и материалов для дальнейшего развития и совершенствования. Мэтт живет в Великобритании. Он преподает предмет «Исполнение популярной музыки» (Popular Music Performance) в Университете г. Честера (University of Chester). Также Мэтт – член экзаменационной комиссии Лондонского музыкального колледжа (London College of Music) и объединения преподавателей игры на гитаре «Registry Guitar Tutors».

Похожие уроки:

Оставить комментарий

Ваш инструмент:
Актуальное
Популярное