Наклейки
Гитаршкола — упражнения для гитары.

В статьях, посвященных гитарной музыке, упоминается много разных имен – известных и не очень. Но имя Мэтта Скофилда (Matt Schofield), к сожалению, встречается не так часто. Сегодня я решил исправить это досадное недоразумение.

Скофилд получил известность в 2004 году благодаря своему первому альбому The Trio, Live. Это смесь брит-попа, которым так знаменита родина Мэтта – английский город Манчестер, и классического блюза шестидесятых годов. С тех пор гитарист выпустил четыре студийных альбома и несколько концертников, которые сделали его еще популярнее.

Звучание Скофилда очень узнаваемо и оригинально. На формирование его стиля повлияло творчество таких музыкантов как Роббен Форд (Robben Ford), Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan), Эрик Клэптон (Eric Clapton) и Альберт Кинг (Albert King). В рамках этого урока мы рассмотрим два двенадцатитактовых соло, на примере которых хорошо видно, как эффективно Скофилд комбинирует пентатонику, миксолидийский и лидийский лады и, конечно, блюз.

На первый взгляд это может показаться сложным, но главное – помнить о том, что нас в первую очередь интересует особая окраска каждого вида гаммы. Мы не стремимся объединять их в одно целое. Итак, Упр. 1 – четкая блюзовая прогрессия в тональности Bb. Начинаем с минорной пентатонической гаммы Bb (Bb–Db–Eb–F–Ab) с добавленной шестой ступенью (нота G). Конечно, кто-то может сказать, что шестая ступень – неотъемлемая часть мажорной пентатоники, но Роббен Форд, например, очень известен добавлением этой ступени именно к минорной пентатонике и заменой пониженной седьмой ступени на шестую.

Очень важно установить «связь» между этой нотой и музыкальным контекстом. Не стоит раздумывать над тем, к какой гамме относится та или иная нота или какую гамму было бы правильно выбрать. Лучше сконцентрируйтесь на звучании, на ощущениях и опирайтесь на собственный слух и вкус. Ничто не должно помешать вам сыграть пониженную девятую ступень на фоне доминантного аккорда, если вам нравится результат. На самом деле это излюбленный ход Скофилда. А также Стиви Рэя Вона и Скотта Хендерсона (Scott Henderson). Если это та мелодия, к которой вы стремитесь, играйте! Только будьте внимательны и осторожны.

Соло Скофилда. Табы для гитары

Разобравшись с минорной пентатоникой на фоне аккорда Bb7, мы делаем паузу, чтобы сделать наше соло еще воздушнее и объемнее. После паузы переходим на территорию классической блюзовой гаммы Bb (Bb–Db–Eb–E–F–Ab). Это отличный ход. Он добавляет некоторое напряжение, ведущее к аккорду Eb7. Не стоит недооценивать простые фразы – часто бывает так, что именно они наилучшим образом подчеркивают характер композиции. Ноты, входящие в состав подобных фраз, выбраны неслучайно. Скофилд точно знает, какой аккорд звучит в данный конкретный момент, и играет осознанно.

В шестом такте мы играем фигуру, которая очень напоминает мажорную пентатонику Eb (Eb–F–G–Bb–C), но с добавленной к ней пониженной седьмой ступенью (нота Db). Это хороший вариант разрешения в аккорд Bb7, включающий в себя элементы мажорной пентатоники Bb (Bb–C–D–F–G). Послушайте, как Скофилд начинает в миноре с блюзовым оттенком в сочетании с элементами мажорного звучания. Очень здорово!

На фоне аккорда F7 мы играем блюзовую гамму F (F–Ab–Bb–B–C–Eb), которая переходит в Eb-миксолидийский лад (Eb–F–G–Ab–Bb–C–Db). Также мы добавляем сюда пониженную третью ступень (нота Gb), чтобы создать определенное напряжение перед разрешением в терцию аккорда Вb (нота D) на первой доле следующего такта. Соло завершается триольной фразой, основанной на двух мажорных трезвучиях (Bb и Eb), и блюзовым клише.


 

Соло в Упр. 2 чуть сложнее, но, как и предыдущее, оно основано на минорной пентатонике и блюзовых ходах. Обратите внимание на такт 4. Это арпеджио трезвучия Bb, переходящее в мажорную пентатоническую гамму Eb, а затем в блюзовую гамму Bb.

Ноты и табулатуры для гитары. Соло Мэтта Скофилда

В такте 7 нам встречается нечто похожее на завершающую фразу предыдущего соло, но в данном случае мы делаем слайд к аккорду пятой ступени F7, после чего переходим к Eb7. Этот момент очень напоминает лидийский доминантный лад Eb (Eb–F–G–A–Bb–C–Db) с нотой А на первой струне, но к концу такта мы быстро смещаемся к блюзовой гамме Bb.

Такие соло очень многогранны. Их можно играть практически в любом контексте. Попробуйте вставить их в собственные импровизации и адаптировать их под свой стиль. Уверен, что Мэтту понравится то, что у вас получится!

Похожие уроки:

  • Вячеслав:

    Cупер!Спасибо!

    Ответить
Оставить комментарий