Наклейки
Гитаршкола — упражнения для гитары.

какова роль соло-гитариста в написании песенНепосредственные авторы песен и гитаристы – это не одно и то же.

Конечно, у них немало общего. Тем не менее, профессиональный гитарист (а особенно соло-гитарист) и успешный композитор и автор песен «в одном флаконе» – явление довольно редкое.

Исключения, такие как Кенни Уэйн Шеппард (Kenny Wayne Shepherd), Эрик Клэптон (Eric Clapton) или Брэд Пейсли (Brad Paisley), есть всегда, но их можно пересчитать по пальцам.

В основном эти роли все-таки достаются разным людям.

В сфере музыки, которая отличается как своей душевностью, так и технически сложными и интересными гитарными партиями, дуэты встречаются значительно чаще. Вспомним, например, Тома Морелло (Tom Morello) и Криса Корнелла (Chris Cornell), Марка Тремонти (Mark Tremonti) и Майлза Кеннеди (Myles Kennedy) или Хэнка Гарланда (Hank Garland) и Элвиса Пресли (Elvis Presley).

Но если вам досталась роль гитариста, если ваша сфера деятельности – это соло, арпеджио и другие технические штучки, какое отношение вы имеете к написанию песни? В чем заключается ваш вклад в этот процесс?

Если вы – профессионал высокого уровня, вам будут часто поступать предложения поработать в качестве сессионного гитариста, и у вас будет возможность внести свою лепту в творчество других музыкантов. Вот в чем будет заключаться ваша работа в этом случае:

1. Сделать музыку еще оригинальнее

Аккордовая прогрессия сама по себе – это еще не вся песня.

По сути, большая часть музыки написана на основе одних и тех же аккордовых последовательностей. Каждый жанр имеет свои устоявшиеся «стандарты» в этом плане, которых и придерживается.

И именно мелодика и музыкальное оформление (например, партии вокала или гитары) придают той или иной композиции индивидуальность. Все это вносит свой вклад в развитие музыки, делая конечный продукт – песню – более качественным и оригинальным.

Когда дело доходит до написания песен, ваша работа заключается в первую очередь в этом.

2. Расставить мелодические акценты

Забота о мелодии и мелодических ходах – одна из самых важных обязанностей соло-гитариста, особенно когда речь идет о написании песен. Если вы работаете вместе с композитором и автором текстов, чаще всего бывает так, что они уже имеют готовые наброски текстов и аккордовых последовательностей, на которых должна базироваться мелодия.

Вот примерная последовательность ваших действий в этом случае:

1. Выучите аккордовую прогрессию.
2. Запомните мелодию основного вокала.
3. Расставьте акценты с помощью второстепенной мелодической линии – партии соло-гитары.

Обычно гитаристы ориентируются на аккордовую последовательность, а не на линию вокала. Исключение – соло Курта Кобейна (Kurt Cobain) в композиции “Smells Like Teen Spirit”, где он практически полностью копирует вокальную мелодию припева.

Но более универсальным решением все же считается опора на последовательность аккордов. Это можно сделать, например, создав арпеджированную версию линии баса.

Если припев песни базируется на аккордах G, C и D, мелодический акцент может выглядеть, например, таким образом:

Мелодия для аккордов G, C и D

На записи вы можете еще больше минимизировать его, опустив все тоники и играя только более высокие ноты на второй и третьей струнах.

Как придумать мелодию на гитаре

«Мелодический акцент» – это, в принципе, всего лишь красивый термин для обозначения обычных вставок и заполнений.

Также это может быть соло, короткая партия лид-гитары или любая неаккордовая фраза, которая дополняет композицию. Если вы – опытный гитарист, вы легко сможете нащупать ту тонкую грань между слишком навязчивой мелодией и той, которая не столь приметна, но зато придает песне особый шарм.

Некоторые из тех, кто отлично справляется с этой нелегкой задачей, – это, например, Эдж (Edge – David Evans) из U2, Брайан Уэлч (Brian Welch) из Korn, Джо Сатриани (Joe Satriani). У них действительно есть чему поучиться.

Поэтому, играя соло или краткие вставки, никогда не забывайте о том, что вы создаете мелодию.

Вы несете практически такую же ответственность, как и вокалист. Следите за тем, чтобы ваши партии были музыкальными, мелодичными и чтобы они дополняли композицию, а не шли с ней вразрез и уж тем более не портили ее. Это гораздо важнее любых технических заморочек и позерства. На эту тему советую почитать статью «Проблемы современного метала«.

3. Забота о лееринге

Лееринг (layering) может касаться мелодии, но это далеко не только мелодические ходы и вставки. В процессе написания песни лееринг – это в большей степени дело именно соло-гитариста.

Мелодическая обработка и акцентирование требует определенного творческого подхода, а лееринг связан с обработкой уже записанной вокальной линии или гитарной партии. Возможно, это будет ваша собственная гитарная партия, которую вы только что записали.

Лееринг может включать в себя следующее:

1. Простое дублирование аккордовой прогрессии или ведущей партии.
2. Добавление аккордовой прогрессии или ведущей партии каких-либо эффектов.
3. Запись отдельных гитарных треков для левого и правого каналов.

Детали, как правило, зависят от автора той или иной композиции, хотя большинство музыкантов, нанимающих сессионного гитариста, обычно открыты новым идеям и предложениям в этой области. Если в будущем вам предстоит сессионная работа, не поленитесь и уделите некоторое время чтению материалов о лееринге гитар в студии. Так вы сможете подготовиться еще лучше.

Итак, что мы имеем в итоге?

Говоря кратко, роль гитариста заключается в том, чтобы обогатить композицию, придать ей характер и эмоциональную направленность, сделать так, чтобы она производила определенное впечатление на слушателей.

Мелодическое акцентирование, лееринг, эффекты и гармония – вот пути к этому. Это и есть ваша работа, не только как гитариста, но и как музыканта.

Вполне возможно, что ваше мнение не всегда будет совпадать с мнением авторов композиций, но нужно помнить о том, что у вас общие задачи. Разные роли – одна цель.

Не забываем подписываться на Гитаршколу, чтобы получать ежедневную рассылку с уроками гитары. Только так Вы без труда сможете научиться играть на гитаре самостоятельно.

Автор статьи Роберт Киттлбергер (Robert Kittleberger) – основатель и редактор Интернет-ресурсов Guitar Chalk и Guitar Bargain. 

Похожие уроки:

Оставить комментарий