Как написать вокальную гармониюОдин композитор и автор песен как-то спросил меня, не могу ли я поделиться своими мыслями по поводу давно мучащей его проблемы, а именно, создания и записи вокальных гармоний для песни.

Гармония — это, конечно, очень масштабная и довольно сложная тема. Здесь не так просто уложиться в формат коротенькой статьи. Тем не менее, я попытаюсь.

(Примечание: в этой статье я буду говорить о вокальных гармониях, но имейте в виду, что те же идеи можно применять и к созданию инструментальных гармонических линий, например, гармонизованного гитарного соло.)

Итак, вы только что записали превосходную партию лид-вокала и хотели бы добавить несколько прямых гармоний к припевам, чтобы они выделялись на фоне всей композиции.

Ну что ж, приступим. Для начала небольшое пояснение: под «прямой гармонией» я подразумеваю гармоническую линию, параллельную мелодической линии лид-вокала. Слова композиции при этом повторяются. Это необходимо для того, чтобы различать между гармонией, основанной на словах песни, и дополнительной гармонией (это, проще говоря, все «уууу» и «аааа» композиции). Все примеры, приводимые мной в данной статье, касаются прямых гармоний. Но все, о чем я буду говорить, можно с тем же успехом применять и к дополнительным гармониям.

  • • Импровизация. Некоторым от природы хорошо дается пение гармоний на слух. Такие люди с ходу создают отличные вокальные партии. Не думайте, что импровизация — это удел профессионалов. Вполне возможно, что у вас это получится гораздо лучше, чем вам кажется. Просто попробуйте петь вместе с треком лид-вокала и поэкспериментируйте с созданием прямой вокальной гармонии «на ходу».

После этого послушайте, что у вас вышло. Возможно, вы придете к стандартному решению, которое в данном конкретном случае прозвучит на «отлично». А может быть, вы изобретете абсолютно новую и интересную партию, которая тоже замечательно подойдет к вашей композиции.

Конечно, с точки зрения музыкальной теории, всегда существуют «верные» и «неверные» гармонические решения. Но не забывайте о том, что если звучание вашего варианта вам нравится, значит, это то, что надо. Только и всего. Единственное правило музыки — отсутствие каких бы то ни было правил.

  • • Метод поиска гармонической пары. Если импровизация — это не ваш стиль, и вы хотите создать солидную гармонию по всем правилам, вооружитесь бумагой и ручкой и садитесь за фортепиано/синтезатор (или берите в руки гитару).

Конечно, в этом случае вам очень помогут знания в области музыкальной теории, но даже если вы не очень хорошо разбираетесь в этом, не волнуйтесь (хотя знание нот и тональностей все же потребуется).

Сначала подберите мелодию лид-вокала на фортепиано (гитаре). Потренируйтесь в ее исполнении. Пойте вместе с инструментом, чтобы убедиться, что вы играете именно то, что вы пели на записи, в той же октаве. Затем запишите мелодию нотами (С, Е и т.д.). Теперь самое время найти гармонические пары для записанных нот.

Допустим, мы хотим, чтобы между линией лид-вокала и прямой гармонической линией был интервал в терцию (стандартный вариант). Для каждой ноты партии лид-вокала вам нужно найти пару (с интервалом в терцию) и записать ее на бумагу.

Например, если мелодия лид-вокала начинается с ноты С (в тональности С мажор), отступите от нее на терцию. Так вы определите гармоническую пару для нее. В нашем случае это будет нота Е. Затем аналогичным образом определите пару для второй, третьей ноты мелодии лид-вокала и т.д. В итоге у вас должна получиться мелодия гармонической линии.

Попробуйте сыграть ее. Возможно, что сама по себе она прозвучит странно, или же играть ее будет сложно. Не пугайтесь — это нормально. Пропойте гармоническую линию словами песни и постарайтесь запомнить мелодию. Как только она отложится в вашей памяти, попробуйте спеть гармоническую линию вместе с записью лид-вокала. Послушайте, как это звучит. Если вам понравится, мои поздравления! Гармоническая линия готова к записи.

Если же у вас возникают трудности с воспроизведением этой «странной» партии вместе с лид-вокалом, или если вы выбиваетесь из нот и возвращаетесь к партии лид-вокала и пр., ничего страшного! С этим сталкиваются многие (уж поверьте — это действительно так).

Чтобы исправить ситуацию, вам нужно будет вернуться к клавишам/гитаре, положить рядом ноты и вновь потренировать пение гармонической линии. Как только вы хорошо ее запомните, включайте записанный трек. Но прежде чем нажать «play», приглушите лид-вокал.

Попробуйте петь гармоническую линию на фоне дорожки аккомпанемента, представляя себе, что это (немного странный) лид-вокал. Добейтесь абсолютно точного исполнения. Затем запишите гармоническую линию в виде отдельного трека. Партия лид-вокала по-прежнему отключена. После этого одновременно включите партию лид-вокала и гармоническую линию. Если вы записали гармоническую линию четко и точно, оба трека должны совпасть. Вот и все — гармонизованный припев готов!

Несомненно, говоря о гармонии, нужно учитывать множество других факторов (их слишком много для такой маленькой статьи). То, о чем я только что говорил, это лишь начало, своего рода отправная точка. Но все-таки, прежде чем я закончу, я скажу вот что:

• Если вы хотите добавить вторую гармоническую партию, просто повторите всю последовательность действий еще раз. Но теперь вы можете отойти от партии лид-вокала, например, на квинту. И опять вам нужно будет запомнить мелодию, записать ее и прослушать все треки вместе.

• Если партия лид-вокала исполняется в одной из высоких октав, попробуйте выбрать для гармонической линии более низкую октаву. И наоборот: если лид-вокал исполняется в одной из низких октав, возьмите для гармонической линии более высокую.

Вперед и с песней!

Марк Бачино (Mark Bacino) — вокалист, композитор и автор текстов песен. Живет он в Нью-Йорке, США. В свободное от развития собственного музыкального «бренда» ретро-поп время Марк продюсирует других исполнителей или пишет музыку для телевидения/рекламы в рамках своей компании Queens English Recording Co. Марк также является основателем и координатором intro.verse.chorus — вебсайта, посвященного искусству создания песен.

Интересно читать Гитаршколу? Подписывайся и получай ежедневно свежие интересные статьи.

  1. Лев:

    Очень интересный ход мысли.. Особенно понравился этот метод:

    «Например, если мелодия лид-вокала начинается с ноты С (в тональности С мажор), отступите от нее на терцию. Так вы определите гармоническую пару для нее. В нашем случае это будет нота Е. Затем аналогичным образом определите пару для второй, третьей ноты мелодии лид-вокала и т.д. В итоге у вас должна получиться мелодия гармонической линии.»

    Источник: Гитаршкола
    © Гитаршкола.рф

    Обработка мелодии в мажоре таким способом идет на ура. С минорными гаммами дело обстоит хуже. Для более интересного звучания иногда чередую терции с квартами.

    • Роман:

      Если к каждой ноте находить пару по терции и строить на ней аккорд — это получается аккордовая мелодия какая то))). Или я что то не так понимаю??!

      • Лев:

        Ну у меня смена аккордов происходит только на устойчивые ступени. Жалко тут нельзя аудиозаписи прикрепить, я бы показал результат.

        • Роман:

          Аа.. Интересно. Да, хотелось бы услышать как это звучит((

        • Спасибо за предложение на счет аудиозаписей;) Поработаем в этом направлении. Слишком уж примитивные у нас комментарии, знаем))

Добавить комментарий