Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Ранее мы уже касались термина глиссандо, в данном уроке мы разберем этот прием более детально.

Глиссандо называется слышимое скольжение звука с одной ноты на другую, применяемое для придания большей выразительности мелодии или теме. Глиссандо еще иногда называют «портаменто», хотя, строго говоря, портаменто может исполняться только на инструментах без ладов — как на струнных, так и на деревянных духовых.

Глиссандо обычно обозначается словом gliss и маленькой чертой, соединяющей две ноты. При исполнении этого приема палец продолжает оставаться на струне, все еще оказывая на нее некоторое давление, и, не отрываясь от нее, плавно соскальзывает с первой ноты на вторую.

Получаемый в результате эффект характерен для произведений романтического периода и мелодий, написанных в его стиле. Глиссандо так же нередко используется и в более поздних музыкальных стилях, хотя способы его исполнения могут быть иными — например, восходящее или нисходящее глиссандо целых аккордов.

Обычно вторая нота глиссандо играется, но иногда ее заставляют звучать, лишь останавливая палец на требуемом ладу. Наиболее эффективна эта техника на басовых струнах.

Короткая линия, соединяющая ноты, обычно используется для обозначения глиссандо, даже если ее не сопровождают слова gliss или port. Но когда такая черта соединяет аппликатуру (обозначение расположения и чередования пальцев), под этим подразумевается, что направляющий палец должен менять свое положение: хотя он и остается на струне, он не должен оказывать на нее излишнего давления, иначе нежелательное скольжение окажется слышимым.

Упражнение на глиссандо на гитаре

В этой пьесе глиссандо присутствует во втором такте третьей строки. Это упражнение большей частью играется в седьмой позиции. Также эта пьеса может использоваться для разучивания вибрато (Вы так же можете ознакомиться с видами вибрато), особенно на таких зажатых нотах, как первая С (до).

В первом такте последней строки вы встретите двойное легато — обе ноты играются одновременно только левой рукой: это не слишком сложно, главное, чтобы эти две ноты звучали строго вместе. В этой пьесе также важно приглушать басовые ноты, когда они не играются, чтобы ясно была слышна гармония.

Короткая черта над F# (фа-диез) во втором такте третьей строки называется значком «тенуто» (итал. «выдержанно»), иногда сопровождаемым сокращенным обозначением этого термина — ten, который означает, что вы должны задержать эту ноту чуть дольше, чем требует ее размер, но не настолько долго, как при фермате.

Упражнение на глиссандо Упражнение на глиссандо

 

  1. Анита:

    Гитаршкола предоставляет хорошие упражнения для освоения новой темы. Они позволяют также повторить уже пройденный материал.

  2. Дина:

    Никогда не понимала этого термина. Что за «глиссандо»,с чем его едят!?
    Теперь всё ясно, оказывается всё очень просто. Только нужно потренироваться. Спасибо за полезную статью. Очень помогло!

  3. Саша:

    Я раньше путал глиссандо и слайд. Хорошо, что набрел на эту статью — удалось разобраться, что к чему!

  4. ХтосяШося:

    Честно говоря, ощущение, что комменты писали какие-то боты или люди «на заказ» *///*

  5. Рома:

    Спасибо большое, делал по 15 минут в день и спина больше не болит, просто какое-то чудо!!!

Добавить комментарий