У каждого из нас есть гитаристы-кумиры, которые вдохновляют. Один из способов учиться у них — снимать их игру, будь то короткие фразы или целые соло. Это очень важно для развития и расширения собственного арсенала приемов. Сегодня я хочу поделиться с вами еще одним вариантом использования записей в обучении. Вместо того, чтобы снимать партии нота в ноту, попробуйте уловить общий смысл того, что вы слышите, и передать это «своими словами». Этот путь не заменяет детальное снятие, а скорее является дополнительной стратегией, рассчитанной на привнесение разнообразия в процесс обучения.

Я бы хотел проиллюстрировать эту идею на примере “Salt Creek” — классической инструментальной композиции в стиле блюграсс. Это известная джем-сессия, дающая огромное количество материала для тренировок. Рекомендую посмотреть четыре видео на YouTube с игрой Нормана Блейка (Norman Blake), Тони Райса (Tony Rice), Дэвида Грира (David Grier) и Брайана Саттона (Bryan Sutton).

Я не буду приводить разборов нота в ноту, а просто подчеркну основной элемент или фразу, которые выделяются на общем фоне, и придумаю что-то свое в этом духе. Чтобы не перегружать вас, я сконцентрируюсь на той части композиции, которая исполняется в А.

Далее я привожу основную версию “Salt Creek” (Пример 1). Хоть мы и решили ограничиться секцией А, здесь я привел полную версию композиции. Так вы, по меньшей мере, получите в распоряжение то, что поможет уже на следующей джем-сессии. Основная тональность для данной композиции — А. Но все примеры и анализ я написал в тональности G, поэтому ставьте каподастр на второй лад, читайте схемы так, как они написаны, и вы получите тональность А.

Упражнения в стиле блюграсс

Ноты в стиле блюграсс

Итак, за дело. Помните: наша задача заключается не в поиске определенных фраз, а в выделении элементов, которые вдохновят нас на создание собственного материала на их основе.

Начнем с Нормана Блейка и Тони Райса. В следующем видео они играют вместе.

В глаза бросается несколько вещей. Мое внимание привлекло использование Норманом дабл-стопов (двух нот, играемых одновременно). Примеры можно встретить на отметках 0:29, 1:57 и 2:06.


Вот версия секции А (Пример 2) с дабл-стопами.

Блюграсс дабл-стопами


Аккордовая прогрессия принадлежит тональности G, но включение в нее аккорда F придает ей блюзовое звучание. Миксолидийский лад (мажорная гамма с пониженной седьмой ступенью) хорошо передает это впечатление. В тональности G это ноты G-A-B-C-D-E-F (Пример 3).

Ноты и табы блюграсс


Гармонизация гаммы в терциях дает нам дабл-стопы, встречающиеся в версии выше (Пример 4).

Гармонизация гаммы терциями


Попробуйте придумать собственный вариант, основанный на терционных дабл-стопах. Не нужно пытаться провести эту идею по всей секции А. Просто используйте эту идею в паре тактов. В Примере 5 я применил ее в третьем и четвертом тактах.

Гармонизация дабл-стопами


Давайте проанализируем игру Тони Райса. В данном видео явно бросается в глаза использование блюзовой гаммы. Примеры этого можно встретить на отметках 1:25 и 1:32, а также начиная с 2:10. Тони пользуется блюзовой гаммой G (G-Bb-C-Db-D-F) в открытой и третьей позициях. Возможно, вам уже знакомы следующие формы блюзовой гаммы (Примеры 6 и 7). Если нет, хорошенько разберите их перед тем, как перейти к примеру.

Игра в открытой позиции

Игра в позиции


Вот вариант секции А в духе Райса (Пример 8), включающий фрагменты блюзовой гаммы в открытой и третьей позициях. Также я сохранил элементы мелодии, играя в рамках блюзовой гаммы. Я считаю, что очень важно не уйти от композиции и сделать так, чтобы блюзовая гамма стала лишь дополнительным украшением.

Блюграсс на акустической гитары


Переходим к Дэвиду Гриру. В клипе вы увидите игру “Salt Creek” на соло-гитаре.

Здесь есть много всего интересного. Видим, что Грир часто прибегает к одновременному звучанию нескольких струн. Игра мелодии на основе аккордов дополняет это впечатление. Поэтому здесь важна четкость звукоизвлекающей руки.

Вариация секции А в духе Грира (Пример 9) начинается с представления мелодии в нижнем регистре. Разучивая мелодию, старайтесь играть ее в нескольких регистрах.

В тактах 1 и 2 мелодия исполняется на нижней струне основного аккорда G. В тактах 3 и 4 зажмите аккорд F и при необходимости немного меняйте положение. Так вы достигнете одновременного звучания нескольких струн. Особое внимание уделите звукоизвлечению. Я играл этот пример техникой переменного штриха: ноты, приходящиеся на доли, я играл даунстроками, а ноты между долями — апстроками.

Мелодия на гитаре на нижних струнах


В заключение давайте обратимся к игре Брайана Саттона. В клипе Брайан представляет версию “Salt Creek” без аккомпанемента.

Не пугайтесь быстрого темпа — гитарист любого уровня может извлечь отсюда что-то полезное. Давайте попытаемся вникнуть в суть.

На отметках 1:02 и 2:22 Брайан проводит ноту G на открытой струне на фоне мелодии на высоких струнах. В следующем примере (Пример 10) представлен фрагмент миксолидийской гаммы G на фоне открытой третьей струны с мелодическими нотами на второй струне.

фрагмент миксолидийской гаммы


Фоновые ноты не всегда следует артикулировать в то же время, что и мелодию. Чередование мелодии и фона может создать интересный эффект. Играя Пример 11, следите за постоянным звучанием третьей струны и сконцентрируйтесь на переменном штрихе.

Мелодия через открытую струну


Последний на сегодня музыкальный пример (Пример 12) иллюстрирует идею фоновой ноты в рамках другой версии секции А.

Блюграсс на гитаре


Надеюсь, этот урок снабдил вас идеями на тему того, как выделять общие концепции игры из записей музыкантов, которые вам особенно нравятся. Помните о том, что подобные тренировки не заменят снятия гитарных партий нота в ноту. Они нужны для того, чтобы научиться собирать коллекции интересных идей и развивать собственное видение музыки. Удачи!

Добавить комментарий