Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Сегодня мы с Вами начнем изучать уроки еще одного легендарного гитариста — Эла Ди Меолы.
По мнению Ди Меолы, латиноамериканские ритмы являются самыми интересными в мировой музыке, и если вы в состоянии выписать их на бумаге, то сможете эти ритмы и сыграть. Естественно, что исполнить их может и сам Ди Меола. Гитарист-виртуоз и один из пионеров стиля фьюжн сквозь десятилетия пронес любовь к испанской и латиноамериканской музыке. В двух его недавних альбомах «The Guitar Trio» и «Di Meola Plays Piazzola» эти пристрастия проявились наиболее ярко. Вообще для Ди Меолы типичен глубокий анализ стилистических нюансов различных жанров, которые он использует в своей музыке.
«Практически все, что я играю, является результатом анализа рисунков ударных или перкуссии, — рассказывает Ди Меола. —Особенно меня интересует ритм, который известен под названием «клаве». Это существенный элемент латиноамериканской музыки, которым владеет далеко не каждый музыкант. Он представляет собой ритм, который в основном используется в музыке «салса».
Прекрасный пример «клаве» можно найти в композиции «Beyond The Mirage» (Ех. 1). Вступительное арпеджио играется в традиционной для «клаве» ритмике. «На всех трех гитарах 6-я струна опущена до ноты D, — рассказывает Ди Меола. — Правда я еще использую и синтезатор «Roland GR», поэтому в нижнем регистре вы услышите звучание безладового баса.»
Здесь не используется строго переменный штрих, а удары медиатором следуют в наиболее удобном для звукоизвлечения порядке. Этот медиаторный штрих Ди Меола придумал точно также, как и сами ноты. Удары медиатором должны осуществляться особым способом, что позволяет играть в определенной ритмике. «Первая нота берется на 6-й струне, вторая — на 1-й, третья на — 4-й и так далее, — поясняет Ди Меола. — Так что здесь достаточно скачков. Штрих должен быть такой: вниз-вверх-вниз-вверх-вверх-вверх. Вы должны играть именно так, иначе ритмика нарушится. А если ритмика неточна, то нарушается вся структура композиции.»
В таком подвижном темпе (200 УВМ) безукоризненно исполнить этот рисунок достаточно сложно. Однако по словам Ди Меолы, это не самый важный аспект этого пассажа: «Людей затрагивает нечто большее, нежели просто ритм. А именно, умение экспериментировать с различными ритмами, и способность передать все то, что заключено в ритме «клаве».»
Описанная выше ритмика и акцентировка напоминают композицию Чика Кориа «Spain», еще один стандарт в стиле «джаз-латино». «Многое в теме «Spain» определяется расстановкой акцентов, — говорит Ди Меола. — Вообще мне нравится, что в музыке Чика много «клаве». Я восхищаюсь его умением использовать эту ритмику как в композиции, так и непосредственно в игре.
В следующем уроке мы продолжим изучение уроков Эла Ди Меолы и разберем еще одно практическое упражнение. Чтобы не пропустить уроки, подписывайтесь на рассылку Гитаршколы.
Эла Ди Меолы вроде не похож на латиноамериканца, но что же ему удается вытворять на гитаре! Класс!
Как все правильно расписано, теперь обязательно попробую эти уроки в своих занятиях. Спасибо вам большое!!!