Меня часто спрашивают, как мне удается так удачно вставлять хроматические ноты в соло и как я решаю проблему игры «вне» тонального центра той или иной композиции.
Если вам когда-либо приходилось пользоваться блюзовой гаммой, вы уже использовали возможности хроматических нот одним из самых музыкальных способов из всех существующих.
На РИС. 1 показана пентатоническая гамма А минор. Чтобы получить блюзовую гамму А, мы просто добавляем ноту Eb — пониженную пятую ступень (f5) — как показано на РИС. 2.
Если вы будете задерживаться на этой ноте и заканчивать ей фразы, она будет звучать просто ужасно. Но большинство гитаристов используют ее как проходящую. Посмотрите на РИС. 3. Это фраза в тональности А. В конце такта 1 я делаю слайд от Eb к E (пятой ступени). Это вполне устойчивая нота. Затем в такте 2 я перехожу от первой доли ко второй с помощью слайда от Eb к D (кварте).
Ту же идею я применяю к четвертой доле и первой доле следующего такта. Здесь пониженная пятая ступень придает фразе особый фанковый окрас. Если вы разберетесь в этом, вы будете знать все, что нужно, чтобы использовать любую из 12 нот в качестве проходящей в любое время. Единственное условие — делать это разумно. Отличный способ — после каждой диссонирующей ноты играть «правильную» и устойчивую в мелодическом плане ноту.
Переход к аккордовым нотам автоматически оправдывает любой уход в сторону. Также важно следить, чтобы «правильные» ноты ложились на более важные доли такта.
Давайте вернемся к пентатонике А минор и просто заполним пробелы между нотами гаммы большинством подходящих проходящих нот (см. РИС. 4 и 5). Начать можно и с аккордовых нот. На РИС. 6а показаны аккордовые ноты трезвучия С мажор: C, G и E, охватывающие три октавы.
На РИС. 6b видно, как к каждой аккордовой ноте можно добавить хроматическую на полтона ниже. РИС. 7 — типичный способ применения этой идеи в свинговых, блюзовых фразах. Примеры этого можно услышать в таких известных композициях, как, например, “Politician” группы Cream и “The Pink Panther” Генри Манчини (Henry Mancini).
Игра «вне» тонального центра — это, по сути, то же самое, но в более широком смысле. Вместо «правильных» нот, следующих за «неправильными», в этом случае за «неверной» тональностью следует «верная». На РИС. 8 изображена длинная фраза, основанная на тональности В минор. Она включает много проходящих нот, заканчиваясь при этом опять в В миноре.
Если вы научитесь «теряться», не уходя далеко и возвращаясь при этом назад, вы сможете утверждать, что владеете искусством украшения соло хроматическими нотами. Просто положитесь на собственный слух и не бойтесь экспериментировать!
Ниже представлены все табулатуры к уроку, а сейчас предлагаю подписаться на рассылку от Гитаршколы. Получая интересные уроки гитары каждый день, Вы без труда научитесь играть на гитаре.