Сегодня я буду говорить о технике, известной под названием «тэппинг на коленях» («lap tapping»), когда гитара лежит на коленях, а ноты извлекаются нажатием на струны обеими руками — почти как на пианино.
Я открыл для себя эту технику, будучи еще подростком, когда мама случайно ударила гриф моего Les Paul и отломила голову грифа. Пока я клеил гриф, гитара лежала на столе.
В то время я изучал музыку в стиле Пьера Бенсусана (Pierre Bensusan) и экспериментировал со строем DADGAD. Когда я взглянул на гитару, лежащую в горизонтальном положении, я поразился: вместо стандартных аккордовых аппликатур я увидел что-то вроде шести наборов клавиш, расположенных в ряд. Каждая струна представляла собой своеобразный синтезатор. Я обнаружил, что мажорные и минорные аккорды можно извлекать простыми ударами по струнам левой рукой, как показано на РИС. 1. Играя таким образом, я опираюсь большим пальцем на гриф для большей стабильности.
Через какое-то время я начал добавлять мелодические пассажи звукоизвлекающей рукой, к чему мы сейчас и перейдем. Для начала потренируйтесь играть РИС. 2, когда аккорды G, A и Bm извлекаются только левой рукой. Играйте, пока не привыкнете.
Что касается мелодии звукоизвлекающей рукой, я начал с натуральных флажолетов. На РИС. 3 изображена схема, где каждая нота извлекается легким прикосновением к струне указательным пальцем над двенадцатым ладом и одновременным ударом по струне средним пальцем.
РИС. 4 объединяет подходы, изображенные на РИС. 2 и 3. РИС. 5 добавляет еще кое-что: открытая пятая и шестая струны звучат благодаря пулл-оффам.
А теперь объединим все эти техники со стандартным тэппингом, как показано на РИС. 6. Работайте с этими схемами медленно и уделяйте внимание деталям. Ничего сложного в этой технике нет, но чтобы ей овладеть, требуется терпение и точность.
Послушайте музыку франко-канадского гитариста Эрика Монгрейна (Erik Mongrain), активно пользующегося подобной техникой игры. Думаю, вам понравится!
На РИС. 7 представлена небольшая, но довольно сложная музыкальная композиция, объединяющая все, о чем мы говорили сегодня. Прорабатывайте каждый такт медленно и внимательно. Старайтесь, чтобы все зажатые ноты, открытые струны и разные типы гармоний звучали как можно более четко.