Вопрос о моих гитарных кумирах часто приводит меня в замешательство. Я не могу назвать себя экспертом по Хендриксу (Hendrix), мне не доводилось часами разбирать соло Эрика Джонсона (Eric Johnson) и я не знаю, в чем заключаются особенности игры Дэвида Гилмора (David Gilmour). Гитаристы, повлиявшие на меня, редко выходят на сцену. Обычно они остаются за кулисами музыкальной индустрии. Их имена малоизвестны, но это великие гитаристы. Больше всего меня впечатляют нэшвилльские сессионные гитаристы.
Для тех, кто не в курсе: нэшвилльские сессионные гитаристы — это самые сливки музыкального общества. Иначе и быть не может. Их работа заключается в следующем: один раз прослушать композицию, записать ее схему, прийти в студию и с ходу придумать и сыграть гитарную партию на высшем уровне с одной-единственной попытки. Изучая творчество Джей Ти Коренфлоса (J.T. Corenflos), Кэнни Гринберга (Kenny Greenberg) и Тома Баковака (Tom Bukovac), я почерпнул множество полезных идей для себя, и сейчас я успешно применяю их, когда меня приглашают на сессию. А теперь за дело.
Схема “Kiss You in the Morning”
Изучая материалы данного урока, не забывайте об основной цели: все должно звучать идеально. Приглушенные ноты не должны появляться в гитарном соло только потому, что один из гитаристов слишком спешил забрать свою дочь из детского сада и у него не было времени на тэппинг или на растяжки на семь ладов. Я назвал этот пример “Kiss You in the Morning”, потому что он похож на фирменную фразу из этой композиции Майкла Рэя (Michael Ray).
Ваша цель — звучать хорошо, а значит, вы должны играть свободно. Поэтому эта фраза (Пример 1) — отличная основа для риффов на основе аккордов. Это сегмент диагональной мажорной пентатонической гаммы, ноты которого зажимаются первым и третьим пальцами. Вам не придется делать широкие растяжки или запоминать сложные схемы. В данном случае совершить ошибку практически невозможно. Расположите первый палец на тонике аккорда, которая находится на шестой или на пятой струне, и сделайте слайд третьим пальцем на два лада вверх, чтобы получить доступ к оставшимся нотам пентатоники. Это закрытая форма, поэтому ее можно сдвигать по грифу в любую тональность или аккорд. Очень полезное качество!
Схема “All About Tonight”
Эта фраза немного сложнее, но и интереснее. Я мог бы сыграть всю сессию, основываясь только на одной этой схеме и меняя ноты местами. Нечто подобное можно услышать в композиции Блэйка Шелтона (Blake Shelton) “All About Tonight”. Это расширенный вариант предыдущего примера. Здесь мы встречаем дабл-стопы (две ноты за раз). Низкие ноты на басовых струнах звучат достаточно жирно сами по себе, но когда мы сдвигаем их вверх по грифу, дабл-стопы не помешают. Первый палец остается на одном и том же ладе, а третий палец делает хаммер-оны на два лада выше. Чтобы сыграть дабл-стопы, зажмите баррэ указательным пальцем на пятой и четвертой струнах и сыграйте по ним. Затем сделайте хаммер-он третьим пальцем на пятой струне. Бум. То же самое можно делать и на других струнах.
Обходные пути
Вы выучили пару трюков для соло. А как быть, если вокалист поет 90 процентов времени композиции? Ответ — использовать открытые аккорды. Аккорды с полным баррэ усложняют задачу контроля струн, а также динамики, сустейна и глушения. Поэтому есть вероятность того, что когда вы уйдете, продюсеру придется искать кого-то, кто бы сыграл гитарные партии заново, а это не очень хорошо скажется на вашей карьере сессионного музыканта.
Возьмите каподастр, ведь на гитаре хорошо доступны всего пять тональностей: G, D, E, C и A. А что, если вы имеете дело с тональностью Db? Поставьте каподастр на первый лад и играйте в С. А как насчет F#? Поставьте каподастр на второй лад и играйте в Е. Даже если композиция звучит в А, 95 процентов времени акустический гитарист предпочтет играть с каподастром на втором ладу, чтобы иметь возможность применять удобные аппликатуры тональности G. В Примере 3 показано несколько особых открытых аккордов, к которым сессионные гитаристы прибегают постоянно.
Палм-мьютинг
Конечно, открытые аккорды это еще далеко не все. У любой композиции есть своя структура и ход, и музыканты должны быть «на одной волне» друг с другом. Посмотрите сессии с такими гитаристами, как Дерек Уэллс (Derek Wells) и Джерри МакФерсон (Jerry McPherson). Они играют вместе, а не друг против друга. Они чувствуют энергетику песни в любой момент времени. Хороший вариант — играть куплеты чуть менее динамично, а припевы — чуть более. Можно глушить две нижних струны открытого аккорда ладонью. Также можно глушить пауэр-аккорд или терции, которые находятся в середине аккорда. Посмотрите на Пример 4. Все это может помочь при переходе от вступления к припеву. А когда дело доходит до заполнений в конце такта или прогрессии, просто сыграйте то же самое, но без глушения! Отлично!
Фразы “My Kinda Party”
Играть в секциях — это, конечно, замечательно, но думаю, что вы все же стремитесь к чему-то большему. Один из лучших способов уйти от «секционного» звучания — это фразы типа “My Kinda Party”. Хороший пример — “My Kinda Party” Джейсона Олдина (Jason Aldean). Придумайте какую-нибудь мелодию и сыграйте ее на второй струне. Не усложняйте и не играйте слишком быстро. Пусть это будет что-то вроде детской песенки.
Чтобы первая струна звучала, пока вы играете на второй струне, зажимайте ноты на второй струне самыми кончиками пальцев. Попробуйте ударять по обеим струнам одновременно, переходя от ноты к ноте (Пример 5). Это добавит мелодии настроения и сделает ее звучание более серьезным. В этом случае продюсеру вряд ли придется прибегать к дополнительным эффектам. Как и в случае с открытыми аккордами, поместите каподастр на нужный лад, чтобы открытая первая струна давала тонику соответствующей тональности.
На этом пока что все. На одном из следующих уроков мы продолжим серию «Студийных трюков сессионных гитаристов», так что не забывайте подписываться по e-mail или в ВК, чтобы получать уведомления о выходе новых уроков.