Скорей всего, у каждого из вас есть свой набор упражнений, которыми вы пользуетесь для тренировки беглости пальцев или просто для разогрева. Вполне естественно уделять какое-то время развитию техники, концентрируясь при этом исключительно на механике движений. Сегодня мы разберем несколько технических упражнений и посмотрим, как можно превратить их в отличную базу для тренировки.

Когда-то у меня был педагог — джазовый гитарист — который говорил мне, что тренирует каждую фразу тремя способами: начиная на первой сильной доле, на первой слабой доле и в триольном ритме. Каждый способ требует особого подхода. Во-первых, давайте представим, что вы играете фразу стандартным переменным штрихом (то есть даунстроками на сильных долях и апстроками на слабых долях). Если вы начинаете с сильной доли, фраза начнется с даунстрока. Если сдвинуть фразу на восьмую ноту, вся схема звукоизвлечения изменится. Вариант с триольным ритмом придает фразе совершенно иной характер.

Пример 1 довольно прост. Он исполняется исключительно в пятой позиции и содержит практически всю хроматическую гамму. Эти идеи можно применять не только к линейным упражнениям, подобным этим, но и к любой гамме или арпеджио.

Табы и ноты для разминки на гитаре


В предыдущем примере мы имели дело с группой из четырех нот на каждой струне и сдвигались по грифу. А что если сыграть эти группы как секстоли? Получится нечто подобное Примеру 2. Послушайте, как смещение акцентов влияет на звучание!

Упражнения для гитары с секстолями


Теперь давайте потренируемся переключаться от шестнадцатых нот к секстолям и обратно. Здесь нам поможет Пример 3.

Разминка для пальцев гитариста


Пример 4 — эксперимент с размерами. Размер 15/16 встречается не так уж часто, но это упражнение нацелено в первую очередь на развитие чувства ритма.

Упражнения для чувства ритма на гитаре


Некоторые барабанщики любят играть ритмически смещенный грув, оставаясь при этом в размере 4/4. Послушайте аудио внизу (Пример 5) и обратите внимание на то, как наш пример звучит на фоне грува 4/4. Если вам интересна эта тема, обратитесь к Rhythmic Illusions Гэвина Харрисона (Gavin Harrison).


А теперь посмотрим, как вы справитесь без помощи ударных. Многие приложения-метрономы дают возможность приглушать определенные доли, либо какую-либо конкретную (например, две доли звучат, а одна нет), либо просто произвольно. В Примере 6 вы можете услышать, как проверить ваш внутренний «счетчик», играя упражнение на фоне ударных, которые то появляются, то исчезают.


Попробуем еще кое-что. Вот наша исходная фраза (Пример 7).

Исходная фраза


В Примере 8 мы движемся по гамме С мажор (C-D-E-F-G-A-B). Каждая нота из группы четырех нот сдвигается к следующей ноте гаммы.

Упражнение для гитары в С мажоре


Игра через струну может значительно усложнить практически любое упражнение. В Примере 9 мы остаемся в тональности С и играем ноты на третьей струне, оставаясь при этом в рамках концепции Примера 8.

Упражнения для пальцев - игра через струну


В Примере 10 мы добавляем повторяющуюся ноту, чтобы получить группы из пяти нот. Это небольшое смещение наряду с приемом игры через струну не так-то просто одолеть.

Разминка пальцев перед игрой на гитаре

Рекомендую вам поэкспериментировать с этими идеями и применить их к упражнениям, которые нравятся вам. Помните: скорость — это еще не все. Вы можете отрабатывать акценты, динамику, играть в разных тональностях и многое-многое другое. В ваших силах сделать так, чтобы скучная ежедневная разминка приносила вам не только пользу, но и радость!

Добавить комментарий