преподаватель джазовой гитары Мэтт УорнокКаждый уважающий себя джазовый гитарист должен уметь играть соло поверх джазово-блюзовой аккордовой прогрессии — без этого не обходится ни один джем и ни одна сессия.

Многие из нас изучают аккордовые формы, традиционные для джаза и блюза, такие как аккорды, построенные на терциях и септимах, аккорды типа Drop 2 и Drop 3. Но иногда хочется сделать свое звучание более современным и добавить классической джазовой прогрессии немного свежести.

Один из лучших способов — использование квартовых аккордов. Они строятся не на терциях, а на квартах.

Сегодня мы разберемся, как можно играть и добавлять такие аккорды в блюзовую прогрессию I7, IV7 и V7. Уверен, что это станет для вас источником новых идей. Кроме того, вы научитесь слышать и различать подобные ходы в музыке.

Современные джазово-блюзовые аккорды, позиция 1

Для начала, ознакомьтесь с аппликатурами квартовых аккордов, которые вы можете применять, играя соло поверх прогрессии I7, IV7 и V7 (в данном случае это G7-C7-D7, 12-тактовый блюз в тональности G мажор).

Обратите внимание на строение каждого аккорда: аккордовый тон, септима, тоника и секунда (в данном случае) с добавлением квартовых интервалов.

Именно эти квартовые интервалы (или просто кварты) и придают джазово-блюзовым композициям то интересное и современное звучание, к которому мы стремимся.

Как только вы разберетесь с этими аппликатурами и научитесь играть их достаточно уверенно, включайте минус в тональности G (прогрессия I7, IV7 и V7) и начинайте импровизировать.

апликатура джазовых аккордов

Современные джазово-блюзовые аккорды, позиция 2

Чтобы еще больше расширить свои возможности, научитесь извлекать те же самые аккорды в другой позиции на грифе.

Теперь для аккорда G7 мы применяем аппликатуру аккордов C7-D7 из первого примера и наоборот — для аккордов C7-D7 мы берем аппликатуру аккорда G7 из первого примера. Так вы научитесь видеть нужные аппликатуры на грифе. Причем вам не придется учить новые аккорды — просто потренируйтесь в их исполнении во второй позиции.

Потом включайте минус и импровизируйте, применяя аппликатуры в обеих позициях.

джазовые аккорды во второй позиции

Хроматические проходящие аккорды

Чтобы придать своему звучанию несколько хроматический оттенок, добавьте проходящий аккорд между вторым и третьим аккордами. У второго и третьего аккордов одна и та же аппликатура — разница лишь в положении на грифе (между ними расстояние в два лада). Поэтому вы легко можете заполнить пространство между ними хроматическим аккордом. Послушайте пример ниже.

Пользуясь подобными хроматическими аккордами, имейте в виду, что вам необязательно играть их именно в том порядке, который указал я (стандартный аккорд — хроматический аккорд — стандартный аккорд).

Важно просто понимать, что хроматические аккорды способны создавать определенное напряжение, которое в конце фразы должно разрешаться переходом к стандартному аккорду.

Поэкспериментируйте с аккордами, представленными внизу, и, конечно, не забудьте об импровизации под блюзовый минус в тональности G мажор.

табулатуры джазовых аккордов

Пример использования джазово-блюзовых аккордов, обобщающий все вышесказанное

Вот небольшой пример, обобщающий все, о чем мы говорили сегодня. Это 12-тактовый блюз в тональности G мажор. Выучите его и применяйте эти идеи в собственной практике. Уделите достаточно времени отработке материала этого примера. Играйте под минус. И, конечно, пробуйте создавать подобные фразы и ходы самостоятельно.

прогрессия джазовых аккордов

Если у вас есть вопросы, касающиеся джазово-блюзовых аккордов, или вы просто хотели бы высказаться на эту тему — оставляйте свои комментарии под статьей. И не забывайте подписываться на ежедневную рассылку от Гитаршколы.

Мэтт Уорнок (Matt Warnock) — основатель и владелец mattwarnockguitar.com — бесплатного Интернет-ресурса, где гитарист любого уровня сможет найти сотни полезных уроков и материалов для дальнейшего развития и совершенствования. Мэтт живет в Великобритании и преподает в Музыкальном колледже г. Лидса (Leeds College of Music). Также он является членом экзаменационной комиссии Лондонского музыкального колледжа (London College of Music) и объединения преподавателей игры на гитаре «Registry Guitar Tutors».

  1. Марк:

    А разбора басовых линий из примеров (или хотя бы нот/табов) нет?
    Не могу понять, как этот шагающий ход играть.
    А аккорды отличные, спасибо за аппликатуры.

    • Нет, басовой партии нет. В дальнейшем на Гитаршколе появятся уроки для бас-гитары.

Добавить комментарий