Что делает нашу жизнь интересной? Конечно, разнообразие. Его можно назвать «приправой для жизни». А вот в музыкальном смысле такой «приправой» является диссонанс. Но, как и с солью, перцем и прочими пряностями, нужно следить, чтобы не переборщить. Диссонанс — это напряжение, возникающее из-за отсутствия гармонии между нотами.
Сегодня мы поговорим о том, как можно обыгрывать доминантсептаккорды. Я покажу вам, как пользоваться гаммами, в состав которых входят диссонансные ноты. Именно комбинация «правильных» и «неправильных» нот добавляет новизны вашей игре и делает соло ярким, привлекающим внимание слушателя.
Идеи, которые мы будем обсуждать, можно сразу претворять в жизнь. Я сконцентрируюсь на пентатонических и блюзовых гаммах, с которыми вы уже наверняка знакомы. Также я предложу вам пару вариантов, которые, возможно, будут новыми для вас. Все примеры к данной статье построены на тональном центре А7.
Примечание: рекомендую подобрать минус именно с этим тональным центром, чтобы вы могли потренировать все примеры на его фоне. Это поможет вам понять, как звучат гаммы, о которых я буду говорить, и услышать контраст между ними. На YouTube можно найти много подходящих минусов.
Аккорд А7 лучше всего описать как трезвучие А мажор с добавленной малой септимой. В состав этого аккорда входят следующие ноты: A-C#-E-G. Мы работаем с мажорной тональностью, но малая септима дает нам возможность вставлять также и минорные ходы. Итак, приступим.
Для этого аккорда лучше всего подходит пентатоническая гамма А мажор, ведь в нее входят ноты трезвучия А мажор. Действительно, она просто идеальна в данном случае.
Чтобы добавить немного диссонанса, можно взять, например, блюзовую гамму А мажор. В ее состав входят все «правильные» ноты мажорной пентатонической гаммы и малая терция. Эта самая малая терция не будет выделяться слишком сильно, если играть ее как проходящую ноту. А вот если вы сделаете на ней акцент, это несомненно привлечет внимание слушателя прежде, чем вы перейдете к следующей ноте гаммы. Попробуйте поиграть мажорную пентатоническую и мажорную блюзовую гаммы поочередно под минус.
Именно малая терция приводит нас к той самой очень распространенной комбинации: минорная пентатоническая гамма на фоне доминантсептаккорда. В минорную пентатоническую гамму входят: тоника, квинта и малая септима доминантсептаккорда, поверх которого мы играем соло, но малая терция является диссонансной нотой для аккорда с большой терцией. Из-за этого диссонансного звучания нам часто хочется превратить малую терцию в большую при помощи бенда, что и дает нам старое, доброе блюзовое звучание, которое мы так любим.
Когда я слышу подобные ходы, я сразу вспоминаю Джимми Пейджа (Jimmy Page) и Джими Хендрикса (Jimi Hendrix). Начинающие гитаристы чаще всего знакомятся с минорной пентатонической гаммой уже на первых этапах обучения, поэтому, скорей всего, вы тоже уже экспериментируете с ее звучанием. Теперь попробуйте поиграть поочередно мажорную пентатонику, мажорную блюзовую гамму и минорную пентатоническую гамму под минус.
Если вам хочется добавить еще больше диссонанса, можете сыграть минорную блюзовую гамму на фоне того же аккорда А7. Теперь у нас целых две диссонансные ноты: малая терция из минорной пентатонической гаммы и тритон. Слушатели навострили уши. Если вы играете тритон как проходящую ноту, ее никто и не заметит. Проведите эксперимент: сделайте на ней акцент и посмотрите на реакцию слушателей. Включаем минус и чередуем мажорную пентатонику, мажорную блюзовую гамму, минорную пентатонику и минорную блюзовую гамму.
В принципе, этого вполне достаточно, чтобы разнообразить ваши соло. Но у меня есть еще пара предложений! Во-первых, то, что я называю «минорной пентатонической гаммой с пониженной тоникой». Как следует из названия, мы понижаем тонику минорной пентатонической гаммы (в нашем случае — ноту А). В итоге гамма выглядит так: Ab-C-D-E-G. Если вы хотите диссонанса — начинайте с тоники! Уверен, что как только вы сыграете что-либо подобное, ваши зрители моментально оторвутся от своих смартфонов.
Еще один любопытный прием — это кратковременное смещение минорной пентатонической гаммы на полтона вверх. Он отлично работает с пассажами, основанными на гаммах — просто сместите половину фразы на полтона вверх и наслаждайтесь полученным диссонансом! Но не забудьте вернуться обратно в тональность. Этим приемом нельзя злоупотреблять!
Шесть вариантов, которые я перечислил, дают вам огромное количество возможностей. Вы можете добавлять их в свои соло, как повар добавляет пряности в свои блюда. Я люблю классифицировать гаммы по аналогии с моими любимыми куриными крылышками:
- Мажорная пентатоника: Умеренно острая
- Мажорная блюзовая гамма: Сладкая и пряная
- Минорная пентатоника: Средне-острая
- Минорная блюзовая гамма: Острая
- Минорная пентатоника с пониженной тоникой: Очень острая
- Минорная пентатоника, смещенная на полтона: Огонь!
Поиграйте все эти гаммы под минус, чередуя и комбинируя их. Надеюсь, они вдохновят вас на новые фразы и добавят вашим соло вкуса!
Гитарист Адриан Галиш (Adrian Galysh) работает сольно, также он — сессионный музыкант, композитор и координатор направления Guitar Center Lessons. Он — автор книги Progressive Guitar Warmups and Exercises. Больше информации вы сможете найти на сайте AdrianGalysh.com.